Как студент автостопом объездил Европу
Есть люди, которые любуются ночным звездным небом, сидя у костра, просыпаются у реки и смело идут, куда глядят их горящие глаза. И пусть в карманах практически нет денег, но эти люди могут путешествовать и без них: видеть другие страны, знакомиться с интересными людьми. Таким оказался студент Ухтинского государственного технического университета Георгий Личутин, уроженец Ижемского района. Этим летом он совершил путешествие автостопом по европейским странам. О том, что такое «трип» в одиночку, кто бывает за рулем подвозящей машины, как проходить десятки километров пешком и спать под мостом — о своем опыте автостопщика Георгий рассказал в журнале.
Юношеское безрассудство
— Любовь к путешествиям появилась спонтанно. В школе мир казался безграничным. На первых курсах университета я посещал различные тренинги, где время от времени рассказывали о возможностях различных путешествий. Я слушал и восхищался такими людьми, ведь относительно них я был территориально закостенелым индивидом. После второго курса мне пришла мысль: я прожил треть жизни, но так и не изучил красоту планеты, на которой живу. Взвесив все за и против, осознал, что если не сделаю этого сейчас, то с каждым годом возможность путешествовать будет только отдаляться от меня. С того вечера я стал изучать материал по трипам, подчеркивать для себя различные фишки, а также возможности экономии: ведь я — студент, как известно, это не состоятельные люди. Я решил путешествовать автостопом.
Год для подготовки
За это время я накопил знания, подтянул английский язык. Часть снаряжения взял у брата, остальное пришлось купить: туристический рюкзак, палатку, спальник, котелок и горелку, кроссовки и пару комплектов одежды.
Настрадался с визой: сначала делал испанскую — отказали в ней; время поджимало, пришлось в срочном порядке делать финскую. Когда в визовом центре всем раздали заветные документы, можете догадаться кому виза не пришла? Мне! Она потерялась в Санкт-Петербурге. Пришлось ехать за ней, тогда как я даже не знал, одобрили ее или нет. Когда, наконец, получил — осознал, что путешествию быть.
Я очень хотел посетить всю Европу, но в глубине души понимал, что не выдержу такой нагрузки. Был лишь список городов, которые я хотел посетить в порядке очереди. Как добраться до них, всегда решалось в последнюю секунду. Составленный маршрут включал в себя не только автостоп, но и три перелета самолетом.
Все время в движении
Я посетил 16 стран: Финляндию, Латвию, Литву, Францию, Люксембург, Бельгию, Нидерланды, Германию, Испанию, Италию, Ватикан, Швейцарию, Германию, Чехию, Польшу и Эстонию. В каждой мне запомнилось что-то особенное.
В Финляндии пост пограничной службы ловил мне машину. В Латвии — шикарный обед в ресторане от латыша-сельскохозяйственника. В Литве — город Каунас, забытое богом место. Во Франции я спал в центре Парижа прямо на тротуаре. Люксембург — на удивление оказался спокойным городом с восхитительными видами. Бельгия — запомнился бельгийский шоколад и велогонка Tour de France. В Нидерландах запомнились море и сыр, здесь меня впервые пригласили в дом, где я нормально поел, помылся и поспал. Германия — эхо войны и отличное пиво. Испания — самый жесткий автостоп, нудистские пляжи и великолепный сад в Мадриде. В Италии — старые раскопки, это просто невероятно. В Ватикане пришлось отпугивать крыс от палатки. Швейцария — это божественная природа и дьявольские цены. В Чехии запомнился огромный культурный центр Праги и множество фруктов. Польша — двое парней сняли мне отель и дали немало денег для продолжения путешествия. Эстония — самый непредсказуемый автостоп и красивая Нарва.
Некоторые города я обходил за несколько часов, в некоторых задерживался до недели.
Музеи — это дорого
В основном я любовался разнообразием архитектурных сооружений, старых зданий, замков и крепостей, новейших небоскребов, садов и парков. Обычно в одной стране я старался посетить как можно больше городов по маршруту. За музеи отдал немало денег, потом пришлось экономить на еде.
Так как ходил до 60 километров в сутки, то энергии мне требовалось как на троих. Супермаркеты стали моим спасением. Я быстро смекнул, какие магазины самые дешевые, и какие сети распространены по всей Европе. Эти магазины походили на Fix Price, только были размером с «Эрмитаж». Местные закупались оптом, как будто собирались в бомбоубежище, а я скромно подходил к кассе с водичкой и батоном. Клубы были для меня под запретом: я был бедный, грязный и с огромным рюкзаком за плечами. Очень часто сидел в McDonald’s, потому что там были интернет и уборная, возможность зарядить телефон.
Особо не посещал кафешки, уж слишком дорого, старался готовить сам. Горячую пищу тоже ел не часто. Если неподалеку был парк, то там кипятил воду, закидывал макарошки, кашку или европейские дошираки. В Берлине и в Венеции приходилось готовить под мостом. Но чаще всего приходилось перебиваться батоном и колбасой, иногда брал вкусняшки.
Вся Европа налегает на багеты, да и я сам был не против свежей выпечки. Кухня от страны к стране не особо меняется. Есть локальные особенности, например, круассаны во Франции. Оголил свои гастрономические чувства в Праге, где была богатая и относительно дешевая кухня.
Кроссовки плавились от погоды
Ужасно признавать, но за 45 дней путешествия нормально помылся всего четыре раза. В северной Европе не так жарко, так что я просто заходил в любую уборную и умывал свое автостопное личико. А вот на юге приходилось по-настоящему «умирать» от жары. Страдали ноги, кроссовки плавились от такой погоды, к концу дня я уже с трудом отдирал белые носки от своих ног. Всегда носил с собой влажные салфетки. Руки мыл антибактериальным средством, зубы чистил раз в три дня.
В Барселоне и в Праге воспользовался прачечными самообслуживания: всего три евро за стирку и три за сушку. Приходилось, конечно, стоять в одних трусах в помещении, пока все стирается, но это в какой-то мере даже было забавно. Добрая пожилая женщина в Праге даже предложила помыться у нее, пока стиралась одежда, после чего угостила кофейком. Вот это гостеприимство!
Вставать пораньше
Спать приходилось в палатке: зайдешь в какой-нибудь большой парк или сад, в место потемнее и безлюднее, и спи себе, никто не тревожит. Иногда приходилось спать на лавочке в парке, и даже на берегу моря. Везло, если попадался аэропорт поблизости, где без вопросов можно постелить коврик и спальный мешок. Главное — ложиться попозже и вставать пораньше, чтобы никто не задавал лишние вопросы. С таким графиком я спал по 4-6 часов в сутки, восстанавливаться никак не удавалось, под конец дня сил уже не было никаких. Так что когда я приехал в Коми, то первым делом наелся и выспался как следует.
В Европе нет границ
Бросалось то, что мусульмане всячески помогают путникам. Это стало для меня большим удивлением: они предлагали то напитки, то фастфуд, то сухофрукты, подвозили, даже если не по пути.
В Европе нет границ в прямом смысле слова — просто лежит какая-то табличка в кустах с надписью страны и все. Наверное, из-за этого европейцы не боятся подбрасывать путников.
Больше всего родных, русских слов, слышал в живописной Венеции. А вообще русских очень мало в Европе. Зато много встречал людей, у которых жены из России.
Интересные случаи происходили со мной чуть ли не каждый день. Когда ехал в Псков, то парни подвезли только с условием участия в фестивале реконструкции «Ганзейские дни», вот и пришлось плавать на ладье 12 века, спать под крепостью Кремля на сене, носить одежду древних славян и воевать босиком.
В Бове во Франции меня выгнали из аэропорта: пришлось спать на пшеничном поле около стада французских коров, которые лизали мою палатку всю ночь.
В Испании в чертовски жаркий день меня подвезла прекрасная девушка, дала огромный пакет с фастфудом и коробку фиников.
В Италии меня подвезла офигенная пожилая пара: мы всю дорогу слушали тяжелый рок, меня накормили. Я целый час на ломанном английском пытался сказать им, что я оленевод. Это было забавнее всего, таких задачек я еще не решал.
Под конец пути решил попробовать ночной автостоп. Меня подбросили до Праги два альпиниста. По приезду в город я заметил огромный парк с алычой и всю ночь лазал по деревьям, собирая ягоды.
Под Варшавой мне и водителю посчастливилось встретить друг друга. Мужчина не мог выехать из города два дня — у него сломался навигатор. Так как на табличке у меня был написан тот пункт назначения, который нужен был ему, водитель начал благодарить Аллаха за такой подарок судьбы. Он кормил меня по дороге чуть ли не каждые 30 минут, ну и подвез на 500 км.
Во время путешествия я нашел много друзей. С несколькими мы обменялись профилями в Instagram, тем самым узнаю об их культуре все больше уже будучи в Коми. За все время путешествия люди рассказали мне о своих странах, политике, семьях, сельском хозяйстве, климате. Это главная ценность путешествия.
Путешествие ближе, чем кажется
Изначально в планах были еще люди, но они отсеялись по тем или иным причинам, так что я настроился на поездку в одиночку. Я не мог отступать, ведь столько усилий, средств и времени было в это вложено. Да и чего могло произойти в Европе?
Я выкладывал в Instagram много фотографий: родители всегда знали, что со мной все в порядке, а друзья были рады увидеть Европу. Такой опыт дает другим людям мотивацию решиться на путешествия, даже не имея больших денег в кармане. Я готов был терпеть все трудности ради путешествия. Ведь мне открылась замечательная истина — путешествие ближе, чем кажется, стоит лишь протянуть руку. Дикарем несомненно нужно попробовать путешествовать всем молодым. У меня расширились границы мировоззрения, теперь я могу махнуть в любую точку мира. Вскоре повторю такую выходку — вариантов куча, скорее всего, в мае я снова отправлюсь в путь.
ТОП-12 лайфхаков для будущих путешественников:
Изучите все движения, которые могу принести выгоду, такие как каучсерфинг (сouchsurfing — одна из крупнейших гостевых сетей, существующая в виде онлайн-сервиса, объединяет более 14 миллионов человек в 200 000 населенных пунктах. Члены сети предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий) или лоукост (lowcoster — бюджетные авиакомпании, которые предлагают очень низкую плату за перелеты в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг).
Планируйте путешествие максимально рационально. Находясь в теплой кроватке можно думать, что все по плечу. Но когда приходит время стоять под палящим солнцем по 12 часов, не есть целые сутки, спать на голом асфальте, не всегда хватает сил.
Возьмите с собой хорошее снаряжение. Вы же не хотите, чтобы оно подвело в самый неподходящий момент.
Изучайте языки! Этому нас пытаются научить еще со школы. При слабом владении языком, переводчик спасает очень сильно.
Изучите правила и законы страны, в которую едете.
Скачайте офлайн карты и возьмите банковские карты (несколько), на которых можно быстро конвертировать валюту. Возьмите несколько, так как карты могут заблокировать, если вы не предупредите банк, что едете заграницу. Берите немного налички.
За несколько дней до поездки можно посетить Гильдию мастеров автостопа (такая существует уже несколько десятилетий). Там я не просто поговорил с опытными автостопщиками, послушал любопытные лекции, но и открыл для себя абсолютно новую сторону этого вида передвижения. У них за несколько часов я набрался колоссальных знаний. А еще они мне помогли с точками выезда из Питера, тем самым облегчив бремя старта.
Всегда улыбайтесь и разговаривайте с водителем, ведь он так же желает узнать о вас, как и вы о нем. Когда я садился в машину, то первым делом представлялся и говорил откуда я, после чего водители по-доброму радовались, узнав, что я из России.
Стопить с помощью пальца и таблички — это по-варварски, как мне сказали в гильдии, но в любом случае, это работает. Ловить машину нужно на выездах из города, там, где водитель сможет остановиться и подобрать вас без нарушений прав. Самое лучшее место — это бензозаправки, там и стоять можно, и много машин. Не поленитесь взять с собой пару маркеров в дорогу (уж больно быстро они сохнут), а табличку можно найти на любой мусорке за кафешкой.
Освободите место на телефоне. Я привез с собой 80 Гб клевого контента с путешествия.
Если девушки думают, что автостоп не для женского пола, то они глубоко заблуждаются. Я видел представительниц прекрасного пола с вытянутыми пальцами. Да и кто ж откажется подбросить такое хрупкое, но смелое создание.
Если вы уж и решили путешествовать автостопом, то откройтесь этому миру и отбросьте страхи. Вы удивитесь, насколько жизнь классная и многогранная!
«Трип» в цифрах:
Дней в путешествии: 45
Стран посетил: 16
Городов посетил: 55
Проехал на автомобилях: 7716 км
Пройдено пешком: 1329 км
Подвозивших машин: 67
Потрачено средств:
На самолеты (Вильнюс-Париж, Берлин-Мадрид, Барселона-Рим) — 10 000 руб.
На автобусы (от аэропортов до города в Париже и в Риме — 1 600 руб.
На еду, сувениры, билеты в музеи, снаряжение, местную кухню — 28 000 руб.
Материал подготовлен для журнала Verbum