Национальный вокальный конкурс «Универвидения-2019» завершился. Постановка глобального шоу и слаженная работа участников проекта пять дней лежали на плечах шести экспертов и режиссер. Как выбрать свою песню на вокальный конкурс? Как справится со стрессом перед важным выступлением? И можно ли вообще научиться петь без вокальных данных? На эти и другие вопросы ответили эксперты лучшего студенческого вокального проекта в России.

Диана Чилфапур

Журналистика, 4 курс

Ольга Шашерина

Журналистика, 4 курс

СЕРГЕЙ ХАРИН, генеральный директор Продюсерского Центра «Дебют», продюсер московского музыкально театра Жизненных Историй, лауреат Фестиваля «Песня года».

Можно ли научиться хорошо петь, если у тебя нет вокальных данных?

— Можно и медведя на роликах научить кататься, но для чего? Если у тебя нет данных, то, пожалуйста, сиди дома, пой в ванной, зачем людей-то пугать? Кто умеет лечить, пусть лечит, а кто умеет петь, путь выходит на сцену.

Сейчас выгоднее исполнять собственные авторские песни или каверы?

Если вы хотите стать артистом, вы должны петь свои авторские песни. Если вы хотите стать исполнителем в ресторане, то можете петь все что угодно. Артист без репертуара – это не артист.

Начинающий певец может записать альбом на своем ноутбуке дома или нужна обязательно студийная запись с качественным звуком?

— Люди, у которых меньше всего денег, нарушили все законы шоу-бизнеса. Если раньше все платили бешеные деньги, чтобы записать трек, то сейчас выстреливают песни, которые сделаны за пять тысяч рублей. Когда их слушаешь, понимаешь, что все примитивно, но, видимо, настолько выстреливает музыка и текст, что молодежь слушает это. Если у вас есть песни, не нужно ждать и ехать в маститый продюсерский центр. Сделайте трек вместе со своим другом, который знает, как нажимать на клавиши в компьютере.

ДАНИИЛ ИВАНОВ, певец, актер театра, автор и режиссёр музыкальных и театральных проектов, Художественный руководитель Московского многофункционального культурного центра.

Почему иногда говорят, что участник не дорос до какой-то конкретной песни?

— В большинстве случаев говорят об отсутствии наполненности. Песня – это такая же драматургия, это такой же спектакль. Есть форма, то, что мы видим на сцене, а есть содержание – внутри. Зритель должен заметить в глазах мыслительный процесс. Нужно работать с материалом, а зачастую участники просто не вчитываются в текст, поэтому теряется смысл.

Должен ли артист быть универсальным?

— Самое главное – на сцене должен быть артист, наполненный и убедительный в своей малой форме. Все становится неважно, если мы видим пустого человека, который никак не пытается передать свои чувства, затронуть наше сердце. Вернее будет употребить термин – артист синтетического толка. Во многом это относится к артисту эстрады, который должен уметь петь, танцевать, двигаться, смотреть, думать и так далее. Люди, поющие ноты, не интересны ни вам, ни мне. Зрители должны почувствовать энергию артиста, начать сопереживать ему.

Как избежать стресса?

— Нужно выйти на сцену и подарить счастье зрителям и себе. Чтобы не волноваться, нужно просто довериться себе, зрителям, экспертам, быть согласным с тем, что ты делаешь на сцене, и подарить всем счастье.

ДЕНИС ЖИГАЛЬСКИХ, Хореограф-постановщик, сценограф, создатель шоу на Олимпийских играх в Сочи, Чемпионате мира по футболу в России, автор танцевальных проектов.

Какие ошибки чаще всего делают молодые исполнители и участники «Универвидения» на сцене?

— Особых ошибок нет, потому что ребята уже с определенной базой. Однако есть нюансы по сцендвижению: кто-то забывает раскрыть плечи и сутулится, девчонки чаще всего закидывают локти назад, хотя по геометрии тела их нужно подать немного вперед и поставить спокойно кисть. Это такие точные детали, которые мы просто доводим до идеала, а в целом ребята очень подготовленные.

Нужно ли нанимать хореографа для постановки хорошего вокального номера?

— Я советую взять пару уроков у хореографа или даже танцора, потому что танцор знает, как повести себя на сцене, как показать ту или иную эмоцию. Вопрос сценодвижения очень важен для артиста. Например, когда девочка тянет высокую ноту, она может сделать ее ровно и не дать энергии, а может уйти в диагональ, и это будет смотреться намного «вкуснее».

СВЕТЛАНА СМИРНОВА, руководитель вокальной студии «Успех», солистка группы «Балаган Лимитед», обладатель российских и зарубежных музыкальных премий:

Как выбрать песню на вокальный конкурс?

— Прежде всего песня должна подходить по вашему типажу и образу. Например, маленькая худенькая блондинка с огромными голубыми глазами выходит и начинает петь песню взрослой женщины, которая прожила много лет. Драматургия песни совершенно не подходит к ее облику. Отсюда вытекает конфликт восприятия. Выбирайте песни по своему темпераменту: меланхоликам лучше не брать драйвовые песни, и наоборот. Нужно просто подумать и почувствовать себя и песню, и чтобы это совместилось в стопроцентной гармонии.

Почему говорят «ты не доросла/не дорос до этой песни»?

— Предположим, вы начинающий певец, у вас маленький диапазон. Вы хватаете песню и представляете себя Уитни Хьюстон или Адель, а у вас еще нет нормального низа в диапазоне, нет нормального верха. Именно поэтому складывается такая ситуация.

В этом году на «Универвидение» привезли много авторских песен. Как вы их оцениваете?

— Есть интересные песни. Песни, написанные в молодежном формате молодежью, – это, действительно, то, что надо. Не нам их судить, потому что в каждом возрасте есть свои музыкальные пристрастия: когда-то был рок-н-ролл, диско и тд. В современной музыке сегодня есть свои тенденции, и ребята привезли песни, соответствующие этим тенденциям. Эти песни имеют художественную ценность и в тексте, и в мелодии.


Партнерами проекта «Универвидение-2019» стали АО «Монди СЛПК», Банк «Открытие», «Ростелеком», компания «Ростком. Компьютерная техника», Додо-Пицца, компания «КС Альфа», руководитель Группы Компаний «КС Альфа», депутат Совета МО ГО «Сыктывкар» Сергей Кулаков, КРТК «Юрган», компания Промэйкап брендс (Ведущий бьюти-стилист Республики Коми — Джамиля Литвинская).

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.