В Институте экономики и финансов СГУ им. Питирима Сорокина прошла деловая игра «Кейс чемпионат по управлению личными финансами», во время которой школьники и студенты средних специальных учебных заведений Сыктывкара узнали о методах планирования бюджета и попробовали «накопить» на поездку в Альпы.
Как отметила, приветствуя гостей, заместитель директора Института экономики и финансов СГУ им. Питирима Сорокина Виктория Пономарева, деловая игра проходит в рамках II Республиканского финансового форума «Финансовая грамотность: взгляд в будущее», а также включена в перечень мероприятий Всероссийской недели сбережений, которая стартовала 31 октября.
Спикер напомнила участникам деловой игры об основных правилах финансовой грамотности. Так, несмотря на комфорт и удобство платежных карт и инструментов, она порекомендовала всегда иметь при себе наличные деньги, создавать «подушку безопасности» и не забывать о том, что свободные деньги всегда должны «работать».
Желающим научиться планировать свой бюджет Виктория Пономарева предложила пользоваться специальными бесплатными приложениями, которые группируют расходы и визуализируют их, помогая понять, какая из статей «съедает» большую часть средств. Любители традиционных способов планирования и учета могут записывать расходы в тетрадь или создать таблицу в Exel. Главное – зафиксировать все траты, чтобы в конце месяца их проанализировать.
Школьникам и студентам рассказали про три метода планирования бюджета.
Первый: метод 50/30/20
Его суть заключается в том, чтобы разделить бюджет на три части и каждую использовать по назначению:
— 50% — на оплату коммунальных услуг и обязательных платежей, питание и другие расходы первой необходимости;
— 30% — на «приятные» расходы: одежду, фитнес и развлечения;
— 20% — на сбережения и формирование финансовых активов.
Второй: метод 60/10/10/10/10
Бюджет в этом случае делится на пять частей, четыре из которых одинаковы:
— 60% — на оплату коммунальных и остальных обязательных платежей;
— 10% — на платежи по кредитам (если таковые имеются);
— 10% — на резервные расходы;
— 10% — на развлечения;
Третий — «Метод четырех конвертов». Он, по словам Виктории Пономаревой, используется на практике чаще всего и заключается в разделении оставшейся после оплаты обязательных платежей суммы на четыре равные части – четыре недели.
Чтобы закрепить на практике полученную информацию, школьникам и студентам предложили решить кейс – за год «накопить» на поездку в австрийские Альпы студенту Василию. Помимо повышенной стипендии в 12,6 тысяч рублей он может без ущерба для учебы подрабатывать официантом-барменом за 20 тысяч рублей в месяц, репетитором либо мастером на час за 12 тысяч рублей в месяц. Также Василию нужно предусмотреть расходы на одежду — выбрать куртку (за 3, 6 и 14 тысяч рублей), зимние сапоги (за 4, 6 или 17,5 тысяч рублей), расходы на книги, подарок девушке и походы в кино. Свести доходы с расходами так, чтобы за год накопить 77 тысяч рублей на поездку, группам нужно было за 40 минут.
— Сегодня мы попытались научить ребят грамотно планировать, распределять свои доходы и расходы, чтобы не только удовлетворять текущие потребности, но и достигать каких-то более глобальных целей и желаний, — отметила Виктория Пономарева.