В Академическом театре драмы имени Виктора Савина прошел мастер-класс «Как писать о театре в эпоху соцсетей». Он предназначался для специалистов, любителей журналистики и театралов. Поговорить с гостями о том, какие жанры текстов о театре существуют, как они проявляются в социальных сетях, а также о демотиваторах на театральную тематику пришла кандидат филологических наук, член Ассоциации театральных критиков, член жюри Северного театрального фестиваля Вера Сердечная.
— Если вы фотографируете, то можно без вспышки, как говорится, это мешает артистам, хоть я не совсем артист. Я не против того, чтобы меня фотографировали, хотя не вижу в себе ценности. А пока начнем в вольном порядке, — именно с такой ироничной фразы начала свой мастер-класс театральный критик.
Вера Сердечная предупредила сразу, что ей ближе диалог со зрителем, чем простой монолог, и подготовила всех присутствовавших в зале к разговору. Далее она решила немного рассказать о себе:
— Я сама работала театральным блогером. Сейчас профессионально пишу о театре, и мне известно несколько подходов к тому, зачем вообще писать о театре. Вот актеры вроде и вышли на сцену, все нам показали. Зачем писать об этом что-то дальше? Один из любимых вопросов у зрителя к режиссеру: «Что вы хотели этим сказать?». Когда мы пишем о театре, встает вопрос, зачем вообще писать, если режиссер уже все сказал. Однако, как ни странно, тексты о театре нужны очень многим, — рассказала критик.
Участники предположили, что из текстов кто-то хочет узнать авторское мнение о спектакле, для других причиной оказалось привлечение зрителей и другое.
По мнению Веры Сердечной, когда люди пишут о театре, они делают то, что не делает никто, а именно — создают его историю:
— Театральная постановка — вещь эфемерная: меняются артисты, настроение. Но когда мы фиксируем то, что происходит на сцене, мы создаем историю, которая может передать какое-либо видение подробнее и ярче.
На данный момент театральная критика специализируется на обзорах и рецензиях. Реже мы встречаемся с такими жанрами, как портрет актера и портрет театра, однако со стороны языка более редкие в использовании жанры являются интересными в их раскрытии для зрителя.
Как часто мы пишем о театре в социальных сетях? На мастер-классе затронули сложности данного вопроса. То, что мы печатаем на абсолютно разных платформах (ВКонтакте, Одноклассниках, Фейсбуке и так далее) имеет отличия по нескольким признакам: объему, типу аудитории и даже жанрам.
— Происходит интересная вещь. Поскольку область письма перемещается с бумаги на экран, у нас создается переинформатирование нашего представления о тексте. Это творчество, и это интересно! Вы можете изобретать все, что хотите, — подытожила Вера Сердечная.
Все, что хотите, в том числе и демотиваторы. В качестве примера театральный критик привела знаменитый демотиватор про Петю-театрала, который спустя несколько лет до сих пор остается обсуждаемым в Интернете.
Сейчас театры стараются активно взаимодействовать с социальными сетями. Это происходит из-за определяющего информационного фактора: люди все меньше обращают внимание на афиши и рекламы на улицах. Однако в Интернете реклама о театре может быть другой, не шаблонной, а заманчивой и оригинальной.
— И именно в соцсетях мы можем увидеть зрительское слово о той или иной постановке, создается своего рода площадка для разговора, и это для театра очень важно.