Давно мы не говорили о литературе. Сегодня два студента-журналиста расскажут вам о разных, очень разных книгах — о «Календаре» Алехина и о «Школе для дураков» Соколова. Их объединяет лишь то, что обе они по-своему прекрасны. Приступим!
Евгений Алехин, «Календарь»
«Автор определил жанр этого текста как роман, оформил его в виде книги и установил цену в 500 российских рублей».
Участник и вокалист музыкальных проектов «Макулатура», «Ночные грузчики» и «Шляпа Шаляпина» пишет книги. Его «Календарь» будет интересен и тем, кто не знаком с автором, и тем, кто является давним поклонником Евгения и его проектов. Поскольку помогает лучше понять его творчество, окунуться с головой в чужую жизнь или посмотреть на собственную в ином свете: мерцающем или вовсе при его отсутствии.
Повествование в книге ведется в форме дневниковых записей, на что намекает ее название. За счет такой формы читать «Календарь» довольно легко, несмотря на то что такое чтиво «не для всех».
Вместе с героем и по совместительству автором романа читатель проживает ряд странных и моментами пугающих событий, жизнь человека, склонного к рефлексии, неоднозначного, талантливого. В книге есть место мукам и радостям, встречающимся в жизни обыкновенного человека, но описанным через призму взглядов российского относительно популярного рэп-исполнителя. Отношения с друзьями и женой, алкогольная зависимость и борьба с ней и с собственным внутренним животным, жизнь между жизнью и смертью.
«Иногда мне самому тошно от того, какой стерильной я пытаюсь сделать свою жизнь. Подсознательно я начинаю планировать измену, прикидывать варианты секса на гражданке и в туре, но одергиваю себя. За тем и нужна эта книга, перед ней нельзя будет соврать, от нее нельзя будет утаить ничего важного. Один год. Продержись этот год, спи только с одной женщиной, не пей алкоголь. Разберись в себе и работай, вот что мне говорит собственный дневник. Дальше будет легче, привыкай не быть животным».
Возможно, такой «Календарь» следует написать каждому из нас, чтобы разобраться в себе и в том, что происходит вокруг.
Саша Соколов, «Школа для дураков»
«Школа для дураков» — первый роман Саши Соколова и одно из первых постмодернистских произведений советской литературы.
Книга была закончена в 1973 году, а распространялась через самиздат вплоть до 1976 года. В семьдесят шестом, путем различных махинаций, она попала в Штаты и была напечатана издательством Ardis Publishing, чьей специализацией является публикация русской литературы на языке оригинала и в переводе на английский.
«Роман, открывший для русской прозы новые пути. Лишённый сюжета и внятной структуры, написанный от лица мальчика с раздвоением личности — и полный удивления перед многообразием мира и возможностями русского языка», — пишет журналист Юрий Сапрыкин.
И да — ни убавить, ни прибавить. Исчерпывающее описание.
Соколова считают одним из продолжателей набоковского творчества. Сам же Саша утверждал, что ознакомился с литературой Владимира Владимировича уже позднее, а во многом повлиявшим на его произведения автором является не вышеупомянутый Набоков, а Джеймс Джойс — ирландский писатель, известный миру своим модернистским романом «Улисс».
«Человек не может исчезнуть моментально и полностью, прежде он превращается в нечто отличное от себя по форме и по сути, — например, в вальс, в отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс, то есть исчезает частично, а уж потом исчезает полностью».
Определенно, это произведение не бульварное и не легкое чтиво. Этот роман может с первых страниц вызвать отторжение. Он не интригует замысловатым сюжетом, нет. Здесь вообще нет сюжета. «Школа для дураков» отправляет вас в пучины разума ученика, чей поток мысли непредсказуем, как море во время шторма. Этим и цепляет.