2 мая исполнилось 70 лет доктору культурологии, профессору, известному ученому в области истории музейного дела России и зарубежных стран, автору ряда монографий Майе Ивановне Бурлыкиной. Она является автором свыше 300 научных и научно-популярных работ, посвященных истории и современному состоянию культуры России и Республики Коми, а также 900 статей в созданной ею энциклопедии «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина». С именем Майи Бурлыкиной связана деятельность Музея истории просвещения Коми края Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина — Майя Ивановна стала его основателем и автором научной концепции. Она рассказала, как началась ее активная деятельность в стенах университета и кому она благодарна за годы совместной работы и сотрудничества.
Как начался ваш трудовой путь в Сыктывкарском государственном университете?
— История началась с Коми филиала академии наук СССР, сегодня это Коми научный центр. В поисках работы в 1969 году я зашла в его здание и выяснила, что там есть вакантная должность лаборанта отдела экономики. На следующий день меня пригласили познакомиться с руководством этого отдела. Заведующей оказалась Валентина Александровна Витязева, тогда уже известный ученый и доктор географических наук.
Она сразу же дала мне чью-то диссертацию, попросила прочитать, выделить ошибки, опечатки. Я все сделала, и она сказала: «Будем работать вместе». Мы с Валентиной Александровной сразу нашли общий язык, хотя у нас разница в возрасте 30 лет. В одном из интервью она позднее сказала: «Майя Ивановна не только моя ученица, мы с ней друзья».
В конце 1971 года Валентина Александровна сообщила, что переходит на новую должность и позвала меня с собой. Мне было очень хорошо с ней работать. Она из тех людей, кто учит, но при этом не давит. И я сразу же согласилась. Валентина Александровна стала первым ректором Сыктывкарского университета, и я вошла в состав ректорской группы по созданию вуза, на тот момент мне было 22 года.
Музей из небольшой экспозиции вырос в один из крупнейших в России вузовских музейных комплексов с хорошим оборудованием, выставочными залами, оригинальным художественным решением. В музее используются различные формы фондовой, просветительской и экспозиционной работы, внедрены новые информационные технологии. Особую популярность завоевали тематические, художественные, персонифицированные выставочные проекты (с 1992 г. — свыше 300), получившие большой общественный резонанс и признание публики.
Вы стояли у истоков создания университета, а в 1982 году стали инициатором и первым директором Музея истории СГУ и его преемника — Музея истории просвещения Коми края, который является одним из лучших вузовских музеев России. Тяжело было начинать создавать все с нуля?
— Да, произошло историческое событие — одной большой дружной командой мы создали университет. Стали откладываться какие-то интересные материалы, фотографии, экспонаты, документы, сувениры. И надо было все это богатство где-то это хранить, но не просто хранить, а показывать и делиться историей. Уже на пятилетие университета была оформлена первая выставка, были подведены первые итоги. На десятилетие университета выделили комнатку в 15 квадратных метров, где оформили первую экспозицию музея. На пятнадцатилетие университета под музей предоставили дополнительное помещение в три окна. В 1988 году получили еще один зал — выставочный, там организовывали разные тематические выставки. Сейчас Музей истории просвещения Коми края (так он стал называться с 1992 года, а экспозиция открылась 18 мая 1994 года) объединяет несколько залов с постоянными экспозициями и выставочными залами. Музей, прежде всего, — научно-просветительское учреждение, осуществляющее научно-просветительскую, научно-исследовательскую, научно-фондовую и педагогическую деятельность. Мы рады, что к нам приходят не только студенты, преподаватели и сотрудники, но также горожане, жители республики, гости из других регионов страны, из-за рубежа. Конечно, было непросто. Но я всегда работала с удовольствием.
Как так получилось, что вы стали председателем Коми отделения Шаляпинского общества?
— Я очень люблю творчество Федора Ивановича Шаляпина, интересовалась им с юности. Летом 1994 года я оказалась в музее Шаляпина в Кисловодске. Оказывается, в этот день музей отмечал пятилетие, и туда приехали большие гости: известная певица Валентина Толкунова, президент Шаляпинского центра Юрий Иванович Тимофеев, вице-президент Юрий Антонович Пономаренко из Санкт-Петербурга, другие. Встреча прошла очень задушевно, и мне захотелось создать Шаляпинское общество и у нас в Сыктывкаре. Теперь каждый месяц в музее с большим успехом проходят Шаляпинские вечера, а летом с артистами мы выезжаем в шаляпинские экспедиции с концертной и лекционной программой, представляем Республику Коми.
Майя Ивановна активно занимается общественной деятельностью. Она — организатор и первый председатель Коми отделения Шаляпинского общества (с 1995 г.), которое осуществляет пропаганду мировой и отечественной музыкальной культуры, проводит на своей базе Всероссийские Шаляпинские дни.
Что вам больше всего нравится в свой работе?
— В университете я тружусь более 47 лет. Я очень благодарна Валентине Александровне Витязевой, ведь именно она в свое время вовлекла меня в активную работу, умела вдохновлять и поддерживать. Мне нравится, что моя деятельность связана с людьми. Мы организуем множество мероприятий, посвященных известным деятелям науки, культуры, образования.
Майя Бурлыкина — ученый-музеевед, культуролог, успешно занимается проблемами российской и региональной культуры. Ее диссертации, основное содержание которых изложено в монографиях, открывают новые страницы в истории музейного дела России XVIII-XX веков. Она автор свыше 300 научных и научно-популярных работ, посвященных истории и современному состоянию культуры России и Коми края, известным деятелям. Ей принадлежит идея создания первых в России аннотированных каталогов личных фондов просветителей, внесших значительный вклад в мировую и отечественную науку, культуру, образование.
Вы автор книг, посвященных различным личностям. Расскажите об этом
— Первая книга была посвящена крупному ученому Алексею Семеновичу Сидорову — первооткрывателю творчества И.А.Куратова, основателю первого вуза (Зырянского института народного образования), лингвиста, археолога, этнографа, краеведа, музееведа. Я ее писала в течение семи лет: собирала материалы в различных архивах страны, ездила на его родину в Палевицу, побывала в Тотьме и Вологде, где он учился, встречалась с его родными. Но так как Сидоров был репрессирован, то опредленная часть информации о нем умалчивалась и в полном объеме вообще нигде не представлялась. В публикациях разных авторов было множество биографических неточностей и даже фантазий. Поэтому появилась моя книга. Ее объем составил 500 страниц. Она привлекла внимание общественности, и я выиграла грант на издание популярной версии этой книги.
В архивах мне попадалось очень много информации и о других людях, которые были творчески связаны с Алексеем Семеновичем Сидоровым — его коллеги, соратники. И таким образом я собрала попутно еще больший объем информации, который постепенно пополнялся. Появились книги и о других замечательных людях. Это очень интересный и увлекательный процесс, который затягивает.
А сейчас вы что-то пишете?
— Да, не бывает ни одного дня, чтобы я не писала какой-либо текст или не готовила доклад. Вчера выступала на конференции о Болгари, позавчера — в Институте естесвенных наук с докладом о Борисе Яновиче Браче. Сейчас готовим сборник по результатам конференции, посвященной 100-летию В.А.Витязевой. Она проходила в нашем университете 4-5 апреля этого года, а круглый стол работал на родине Валентины Александровны в Яренске. Кроме того, создаем каталог личного фонда ученого финно-угроведа Евгения Александровича Игушева (сборник статей и документов). Он нам передал более пяти тысяч экспонатов — письменные, изобразительные, вещественные источники. Вот это достоверная информация, на основании которой можно писать уже целый трактат. И у нас таких каталогов выпущено более тридцати. Разве это не здорово?