В Год театра Verbum запускает серию материалов о молодых артистах Республики Коми. Встречайте нашу первую артистку. Анастасия Морараш — солистка оперной труппы Театра оперы и балета Республики Коми. Лирико-колоратурное сопрано. Анастасия рассказала, как ездила на роликах для цирковых медведей, как на ее жизнь повлиял конкурс Ольги Сосновской и почему она любит оперу-буффа.
Путь в профессию
Хочется рассказать какую-то необычную историю, например, о том, что я окончила сельско-техническую академию и попала вдруг в консерваторию, как самородок, но нет. Я прошла самый обычный путь девочки, которая начала петь с детского сада, ходила в обычную сыктывкарскую школу №18 и после 9 класса поступила в колледж искусств, который на тот момент был училищем. Я попала в класс преподавателя заслуженного работника культуры России Ларисы Поповой на отделение академического вокала. Я не училась в музыкальной школе: успешно занималась в эстетическом центре при школе №18, участвовала в городских конкурсах и занимала призовые места.
Тогда самой важной победой для меня оказался конкурс на приз Ольги Сосновской, проводимый в Инте. Я заняла второе место, и это было поводом для моего дальнейшего решения связать свою жизнь и профессию с классическим вокалом.
После колледжая поехала осваивать музыкальное искусство в высшее учебное заведение — Петрозаводскую государственную консерваторию им. Глазунова. Я попала в класс профессора, заслуженной артистки Республики Карелии Виктории Гладченко. У нее же я окончила аспирантуру и, таким образом, восемь лет проучилась в консерватории. Это очень много! (смеется).
Театр — это работа
Театр — это вообще другая жизнь. Учеба учебой, а театр, в первую очередь, — твоя работа. Здесь необходимо каждый день подтверждать свой профессионализм, уметь применять все то, чему тебя научили. В театре на тебя уже смотрят совсем по-другому. Здесь нельзя уделять внимание только вокалу, чистой интонации и красивому пению. Сцена требует от артиста комплекса навыков: актерской подготовки, сценической речи и сценического движения, знаний в различных сферах искусства, например, архитектуре, литературе, живописи и многом другом. Ты профессионал и должен это подтверждать, доказывать своей работой.
Прежде, чем выйти на сцену с готовым музыкальным материалом, артист до этого занимается с концертмейстером и разучивает вокальную партию. На эту репетицию в класс может прийти и главный дирижер. Мы с ним сразу обсуждаем темп, нюансы произведения, идет работа над звуком, образом главного героя. И после, когда происходит репетиция уже с оркестром, мы, вокалисты, выходим подготовленные: знаем, что от нас требует дирижер, какой нюансировки он от нас ждет. Затем начинается работа с режиссером. Он выстраивает мизансцены, работает над образом героя, а также над взаимодействием партнеров между собой, проводит сценические репетиции. Только после всей этой глобальной работы артист выходит к зрителю.
Внутренне себя ломать
Есть роли, которые даются легко от природы: они близки и органичны. Есть роли, которые тебе хочется сыграть, потому что, наоборот, в тебе нет того, что есть в характере героя, и тогда приходится что-то нарабатывать, начитывать и, примеряя на себе чужой образ, проникать в его внутренний мир. А есть роли, с которыми приходится мириться, которые не просто не близки, но даже неприятны по своему психотипу, поведению и качествам характера героя. С такими ролями приходится бороться внутренне и стараться их полюбить, ведь нет смысла выходить на сцену, не проживая и не принимая образ своего героя. Мои любимые роли — те, в которых приходится внутренне себя ломать, над которыми приходится долго работать, искать то, что мне как личности не свойственно, и это самое интересное. Поэтому, наверное, каждому артисту хочется сыграть в своей жизни Бабу-Ягу, какое-нибудь мистическое существо, сумасшедшего или, наоборот, сверхгениального… Я очень люблю роли с глубоким драматизмом, героев, которые меняются на протяжении всего спектакля. В них более остро выражен контраст между жизнью и смертью, любовью и предательством… В первую очередь, для меня это Лючия ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти, это Марфа в опере «Царская невеста» Римского-Корсакова, а также Снегурочка в одноименной опере Римского-Корсакова.
Любимый жанр, безусловно, опера. Хотя это очень сложный жанр и по исполнению, и по зрительскому восприятию. Здесь можно и нужно больше всего потрудиться! А удобнее всего для меня работать в жанре оперы-буффа — это веселая, комическая опера. С вокальной и с актерской точки зрения это очень удобные и подходящие для меня партии: обилие колоратуры, драматическое развитие спрятано в сопровождении оркестра, и образ героя никак не противоречит той музыке, которая написана композитором. Здесь все ясно и понятно, и мне эти партии даются легко.
Играю в бадминтон на сцене
Чем только не приходится заниматься артисту! Я уже в двух спектаклях выходила на сцену на роликах, причем в «Бабьем бунте» я выезжаю на роликах, на которых обычно катаются медведи в цирке — такие старые, четырехколесные ролики, на них ездить очень неудобно! Это супер экстремально! В мюзикле «Миллионерша» я вальсирую и танцую на роликах. Спасибо партнеру, который поддерживает меня в этот момент. Иногда приходится играть в бадминтон на сцене, выполнять упражнения с гирьками в руках, и при этом, конечно, всегда артист должен петь! В опере «Сказки Гофмана» я изображаю механическую куклу и при этом исполняю арию. В этом сложность, с одной стороны, но с другой — это очень привлекает артиста, ведь это постоянная борьба с собой, с трудностями.
Знать историю
Сам артист должен серьезно заниматься ролью, когда текст уже выучен. Если опера основывается на историческом сюжете, то артист должен знать эпоху, историю, время, в которое жил его герой. Нужно перечитать книги, относящиеся к тому времени, вспомнить о том, что происходило в плане исторического развития музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, в целом культуры того времени. Нужно знать, что ты несешь публике, и исходя из этого выстраивать образ героя.
Футляр для голоса
Голос — инструмент, который находится в «футляре» нашего организма. Поэтому нужно, чтобы в первую очередь он был здоров. Поэтому для вокалиста очень важную роль играет правильное питание и образ жизни в целом. Нельзя употреблять в пищу семечки, шоколад, много мороженого — то, что может повлиять на здоровье связок. Но для каждого это, безусловно, индивидуально. Очень важен для вокалиста сон и правильное питание, особенно в день спектакля. Ни один артист голодным на сцену не выйдет! Просто не будет сил, чтобы исполнить большую сложную партию и отработать на все 100 процентов.
Приятный груз на душе
Молодое поколение сейчас очень сложно привлечь в театр, потому что оно привыкло к представлениям-развлечениям, к экшну, к шоу. Но театр — это все-таки искусство, которое требует работы, и работы зрителя в том числе. Человек должен приходить не за тем, чтобы просто посмотреть какое-то шоу или получить массу положительных эмоций, а чтобы подумать, воспринять искусство как некий стимул к саморазвитию. Это как прочесть хорошую новую книгу или посмотреть интеллектуальное кино. Из театра уходят, наполненным размышлениями, обогатив свой душевный опыт, вдохновившись на подвиги или проникнувшись чем-то глубоким, философским. У театра есть свой постоянный зритель — это здорово. Но хотелось бы, чтобы в наш театр приходило больше молодежи. Театр не финансируется так, как это происходит в более крупных городах: там все это осуществляется с привлечением медиа, ресурсы тратятся на спецэффекты, компьютерные технологии, чтобы из этого получилось, можно так выразиться, шоу. У нашего театра сегодня таких возможностей нет. Однако у нас есть спектакли с привлечением медиа: это мультипликации в сказках, видеоряд в спектаклях и концертных программах. Репертуар у нашего театра немалый, и каждый зритель сможет найти в нем свой жанр!
Живу театром
Вокалист должен уметь реализовать себя по максимуму: в перспективе он должен научиться работать с разными театрами, с разными площадками, с разными режиссерами, дирижерами и так далее. Он должен уметь себя рекламировать. Сегодня артисту просто необходимо быть универсальным. Хочу отметить, что данный путь очень сложен. Но тот, кто его выбирает, уже не может жить без театра. Еще профессия артиста напрямую связана с гастрольными выступлениями, сложный график которых нужно уметь выдерживать. Мне запомнились гастроли театра в Великобританию. Мы побывали примерно в 30 городах, в каждом из них, естественно, своя театральная площадка, к которой нужно приспособиться. Почти каждый день — переезд. Каждый раз приходилось работать с новой акустикой: иногда звук разлетался во все стороны, и его просто не получалось собрать. Зато после таких гастролей получаешь немало опыта и чувствуешь себя более уверенным. Это испытание на прочность, выносливость и профессионализм. Перспективна ли эта профессия? Думаю, да. Это непрерывное саморазвитие, обогащение опытом, встреча с интересными людьми, артистами и не только. Я этим уже живу, поэтому не представляю себе жизнь без театра.
Материал подготовлен для журнала Verbum