О том, почему кино вреднее вина

Сестра и брат, выпускники СГУ им. Питирима Сорокина, Мария и Виктор Лемешко ведут вместе паблик «Вреднее вина: кинопаб». Она — пишет, он — рисует. Вместе это получается интересным проектом, о котором мы хотим рассказать.

Елена Воробьева

Главный редактор журнала Verbum

Маша закончила СГУ им. Питирима Сорокина по направлению «Журналистика». Она не стесняется под своими постами ставить хэштег, типа «снова_опоздала_с_премьерой», писать свои впечатления о фильмах, а также затрагивать такие темы, как харассмент, сексизм и феминизм, и их отражение в кинематографе. А Витя это иллюстрирует. Ребята рассказывают, как пришла идея и как они ее реализуют.

но фильмы
уже
догоняют вино
и даже
вреднее вина.
И скоро
будет всякого
от них
тошнить одинаково.
1928. Владимир Маяковский

МАША: В университете любовь к кино привил замечательный и любимый преподаватель Алексей Александрович Бешкарев. На парах по истории кинематографа он показывал шедевры этого искусства и тренировал писать вдумчивые рецензии, с тех пор и пришла тяга писать о кино. Потом появилась потребность куда-то это выливать, так и появился паблик «Вреднее вина». Плюс к тому мне хотелось рассказать сыктывкарцам, что они могут посмотреть в наших кинотеатрах, а чего лишились, так появилась почти постоянная рубрика «Есть что посмотреть в Сыктывкаре?».

ВИТЯ: Кино — это самый массовый, самый распространенный вид искусства, который любят все. О чем обычно говорят люди, которые, допустим, не слишком знакомы? О погоде, кино и сериалах. Это интересно, это доступно всем. И тем, кто любит Тарковского, и тем, кто ходит на фильмы вселенной Марвел.


Кинематограф сейчас разнообразный, ошибаются те, кто считает, что все поглотили блокбастеры. Есть множество интересных авторских картин, достойных широкого внимания.


МАША: Нынешнее кино — это приемы и средства, придуманные сотню лет назад братьями Люмьер и Мельесом, напичканные новыми технологиями с сюжетами 70-80-х годов. Несмотря на это, кинематограф сейчас разнообразный, ошибаются те, кто считает, что все поглотили блокбастеры. Есть множество интересных авторских картин, достойных широкого внимания. Иранское кино очень поднялось и сегодня покоряет кинофестивали. В общем, нам есть что посмотреть.

Меня всегда впечатляют качественные сценарии, душепронизывающие истории. Из последних картин впечатлили «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Также все зависит от настроения. Иногда хочется посмотреть нестандартный ужастик («Прочь», «Тихое место», например), иногда тянет на социальные драмы, а порой хочется просто отдохнуть и посмотреть какую-нибудь ирландскую комедию.

Существует множество сайтов и порталов, где и кинокритики, и обычные зрители определяют, что годно, а что — нет. Кинопоиск, IMDb, Rotten Tomatoes. Можно смотреть оценки там. Есть разные подборки — сейчас везде советуют, посмотри то или это. Но! Главное определить, что нравится именно тебе, пробовать разное и отсечь ненужное. Незачем изображать любовь к великому Эйзенштейну, если вы больше по Кевину Смиту, например.

Публикуем несколько описаний кино, написанных Машей и проиллюстрированных Витей.

 Мстители: война бесконечности

Говорят, не посмотрел предыдущие 18 фильмов Marvel — «Войну бесконечности» не поймешь. Необязательно. Просто спрашивай вместе с персонажами на экране «А ты кто?» и не умничай, если вдруг покажется, что кто-то из них сглупил или поддался чувствам не вовремя.

Потому что всей этой «кого только не напихали» противопоставлен антагонист с продуманной подноготной и запоминающейся улыбкой — Танос. Он становится главной фишкой фильма. К слову, идея о необходимости уничтожения рода человеческого в тех или иных пропорциях витает в масс-культуре давно: Озимандия с идеей малых потерь во избежание ядерной войны (миллиарды или миллионы?) в «Хранителях» или Кира с убийством преступников одной записью в «Тетради смерти». Жертвы во имя общего блага. Танос выше всех — какой-то цельный, совершенный. Радеющий за мир во всем мире, экологию, ресурсы, баланс и гармонию. Обладающий каким-то единичным знанием об истине. Идеей-фикс.

У него есть цель, есть мотивы, и при этом он не лишен человеческих чувств, которыми готов пожертвовать. Мелок Дракс со своей жаждой мести. Упускает отличную возможность победить Квилл, поддавшийся горю и желающий отомстить. Медлит Ванда, неготовая сразу уничтожить камень из-за любви. Мстители не способны на жертвы для всех. А Танос может. Слезы текут, но Гамора летит со скалы. В этом вся разница. Цельность, готовность идти до конца. Тот же Стрейндж, обещавший пожертвовать любым ради камня лжет — и вот вам финал.

В общем, злодей продуманный — это огромный плюс.

С другими персонажами, конечно, сложнее. Им явно не хватает экранного времени для раскрытия, для того чтобы быть сильнее. Ну а как иначе, если их столько? Немного упущены характеры, немного упущены возможности. Тем интереснее следующая часть с половинчатым составом героев. Больше простора. Ждем, что будет дальше.

 «Лето»

Монтируя в четырех стенах, режиссер сломал четвертую стену. Спросил Дудь у Ефремова, чем хорош Серебренников, он же непонятен. Правильно ответил Михаил: понятен и талантлив! Давно питаю особую любовь к Кириллу. После словесного баттла с Сокуровым на «Диалогах», после «Изображая жертву» и «Ученика». «Лето» — новый этап моей симпатии к режиссеру.

Фильм, снятый в Петербурге (о эти крыши!) и монтировавшийся уже под домашним арестом, рассказывает о начале карьеры 19-летнего Виктора Цоя, его дружбе с Майком Науменко и отношениях с Натальей — женой Майка. Ленинград 1981 года с «Рок-клубом», квартирниками и Брежневым на экране. Такой срез десятилетия, как у Германа-младшего в «Довлатове», но атмосфера здесь совсем другая.

Наивная, простодушная, свободная! И любовь-то между Витькой и Наташей целомудренная и школьная, герои как-то не отягощены проблемами системы. Можно проскочить в окно, можно договориться о «шуточных песнях» и исполнить их на сцене. Лишь «приятные» проблемы. Где увидел здесь Гребенщиков лишь секс, деньги и никакой романтики не понимаю. Последнего там с лихвой.

К тому же, художественное же кино. Почему у нас постоянно об этом забывают? В «Лете» для этого даже есть напоминающий персонаж — Скептик, который в нужном месте вставит реплику «не похож», поднимет табличку «этого не было» и т.д. Очень даже иронично и смешно. К слову, юмора у Серебренникова не занимать, кино повеселее «Ученика» будет.

Что еще? Потрясающий саундтрек, отмеченный в Каннах. Науменко, перепетый Билыком, прям завораживает. Клиповые мьюзикловые вставки. В которых и о свободе, и об индивидуальности, и о единении мира. Стильные, эстетичные, драйвовые.

Сильные второстепенные и главные герои: Рома Билык — не только певец, но и хороший актер, Тео Ю — мил и на Цоя все-таки смахивает, Ирина Старшенбаум притягательна, а Никита Ефремов — чем вам не Гребенщиков. Видно, что ребята прям старались и любили то, что делали, как и Кирилл.

Секунда ворчания: слишком уж свят образ Майка Науменко, который отдал свою жену Цою, пусть и для невинного поцелуя. Все, теперь снова хвалить.

Да, это настоящий фильм о лете! О той поре, когда ты свободен душой, когда творишь, когда рядом настоящие друзья. О внутреннем лете, при котором и не важно, что вокруг. «Зима прошла, настало лето, спасибо партии за это», — это все внешнее. А любовь, творчество, самореализация — это внутри.

В общем, погрузитесь. Забудьте о внешнем. И забудьте, что кончилось лето, тем более что у нас оно и не начиналось.

Больше историй в группе «ВКонтакте» — «Вреднее вина»

Материал подготовлен для журнала Verbum

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.