18 сентября в рамках дней финансовой грамотности прошел мастер-класс для студентов СГУ им. Питирима Сорокина на тему «Защита прав потребителей на рынке финансов и услуг». Кредит, рассрочка, особенности договора с банком и защита финансов – стали основной темой лекции.

Глеб Дружинин

Журналистика, 2 курс

Мастер-класс провела начальник отдела защиты прав потребителей Ольга Акулова. Она рассказала, чем занят департамент Роспотребнадзора Коми, и уточнила, что в сфере потребительского рынка финансовые услуги являются наиболее тяжелым для понимания сектором. Связано это со сложной спецификой законодательства. По словам Ольги, Роспотребнадзор следит за соблюдением обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей по Республике Коми. К слову, потребительский рынок включает в себя продажу товаров и оказание различных услуг.

Ольга Акулова напомнила студентам и о финансовых секторах.

– Финансовые услуги состоят из нескольких секторов, самый большой сектор – это банковские услуги, не менее важные – услуги страхования, микрофинансовая деятельность, услуги ломбардов и различные платежные услуги, – говорит приглашенный эксперт.

После рассмотрения секторов финансов речь зашла о кредите.

– Что такое кредит? Кредит – это «чужие» деньги. И если потребитель подписывает договор и берет деньги, он обязуется тем самым вернуть их с процентами. Прежде чем взять кредит, необходимо оценить свою кредитоспособность и выбрать наиболее подходящий вам банк, – отмечает Ольга Акулова.

По словам эксперта, в августе в России было выдано рекордное количество кредитных карт. Национальное бюро кредитных историй дало комментарий, что это абсолютный рекорд за всю историю наблюдений – 1 миллион. Долги россиян перед банками растут в два раза быстрей их зарплат. Количество банкротов из числа физических лиц за первое полугодие 2018 года выросла 45 процентов. Информация приводится по данным отчета проекта «ФедРесурс». Почти 70 тысяч человек начали процедуру освобождения от непосильных долгов в судебном порядке. И это – только 9,7 процента от общего числа потенциальных банкротов, число которых может достигать 714 тысяч. Данная ситуация еще раз проявляет проблему недостаточного информирования граждан о вопросах финансовой грамотности и индивидуального финансового планирования. К сожалению, многие из желающих получить денежный займ или кредит на товар – не знают и не умеют правильно читать условия договора, и сталкиваются с проблемами значительно позже. В наше время каждому современному активному гражданину необходимо обладать базовыми знаниями финансовой грамотности. Именно поэтому Дни финансовой грамотности как образовательный проект особенно актуальны и практически направлены.

С разбором вопроса о кредите может появиться новый вопрос: что такое рассрочка? Как объяснила Ольга, рассрочка дается на несколько месяцев и якобы за этот займ банк не берет проценты. Но это не всегда так – вам могут навязать ненужные услуги, за которые придется заплатить, будь то страховка или пленка на телефон.

Выдачей рассрочки обычно занимаются микрофинансовые организации. Разница между банком и микрофинансовой организацией заключается в том, что банки кредитуют на более длительные сроки под меньшие проценты (до 30%), а микрофинансовые организации выдают небольшие суммы на маленький срок под большие проценты (вплоть до 200%).

Ольга Акулова напомнила, что ипотека является самым «недорогим» кредитом, а для безопасности своих финансов необходимо читать весь договор и приложения к нему и сравнивать предложения разных банков для выбора наиболее выгодного. Совокупная кредитная нагрузка на бюджет должна быть ограничена и не должна превышать 30-40% от суммы ваших доходов.

– Для ипотечного кредита существует два типа платежей: аннуитетные и дифференцированные. Кредит с аннуитетными платежами имеет меньшую ежемесячную финансовую нагрузку на бюджет, нежели кредит с дифференцированными. Однако общая сумма переплаты за весь срок будет намного выше, – отмечает эксперт.

Банковские карты являются удобным способом оплаты и используются большинством студентов. В их использовании существуют меры безопасности, пренебрегать которыми чревато последствиями. Поэтому Ольга напомнила о существующих мерах безопасности:

 Храните ПИН-код отдельно от карты и не пишите его на карте, не сообщайте никому и не вводите в интернете. При его потере или краже заблокируйте карту.

 Закрывайте рукой клавиатуру при вводе ПИН-кода.

 При использовании банкомата осмотрите клавиатуру и разъем для карты на наличие посторонних предметов.

 Совершайте покупки в Интернете отдельной картой и только на проверенных сайтах.

 Имейте несколько платежных карт и достаточный запас наличных денег, особенно при путешествиях за пределами России, чтобы не оказаться без денег.

 Сообщайте банку актуальные контактные данные.

 Требуйте проведения операций с картой только с вашим присутствием.

 Сохраняйте все документы до окончания проверки правильности списанных сумм.

 В случае мошенничества или ошибочной операции по карте уведомите банк до конца следующего дня, чтобы сумма этой операции была полностью возмещена банком, иначе вернуть деньги будет гораздо сложнее.

В конце мероприятия Ольга Акулова оставила контактные данные горячей линии по вопросам нарушения прав потребителей финансовых услуг и обратила внимание студентов на ежегодные доклады, которые можно увидеть на сайте «Хочу Могу Знаю».


— Горячая линия по вопросам нарушения прав потребителей финансовых услуг: 8 800-100-29-26 (ежедневно и круглосуточно (в том числе, в выходные дни) можно оперативно получить консультацию или разъяснение по вопросам защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг).

— Информационный сайт «Хочу Могу Знаю» https://хочумогузнаю.рф

— Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей http://rospotrebnadzor.ru

— Общественная приемная Управления Роспотребнадзора по Республике Коми г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 71: 1. Телефон «горячей линии» – 21-30-61; 2. Личный прием с 9:00 до 13:00 по средам; 3. Сайт http://11.rospotrebnadzor.ru

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.