Все мы родом из детства. Что самое лучшее оттуда? Лето, каникулы, игры во дворе, лимонад и, конечно, мультики. От советских сказок до современных эпопей. Каждый из нас хотя бы раз переживал вместе с нарисованными героями их радости и печали. Выпускница СГУ им. Питирима Сорокина, мультипликатор крупной российской студии анимационного кино «Мельница», Светлана Шпикина рассказывает, как создаются мультфильмы.
Мечта своими руками
Рисовать я начала еще в детстве. Тогда я не думала, что это занятие приведет меня к чему-то большему, станет делом моей жизни. На тот мультипликационный опыт, что у меня был, я сейчас без стыда смотреть не могу. Но без этого не было бы меня нынешней. Я безумно люблю мультфильмы — как отечественные, так и зарубежные, например, творения студии «Дисней». Позже я увлеклась японской анимацией.
После окончания учебы в Институте культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина я перебралась в Санкт-Петербург. Рисовать мультфильмы было моей мечтой. Хотя я не особенно верила в успех, все же решила попытаться. Так я оказалась в «Мельнице». Здесь мне предложили выполнить тестовое задание, связанное с анимацией — необходимо было нарисовать движения круга, который превращается в квадрат при помощи кальки и светокопировального стола. Далее была сцена, где Илья Муромец из «Трех богатырей» поворачивался в стороны. Эти сцены с полноценной прорисовкой уже попали в мультфильм. Так я стала стажером и влилась в рабочий процесс.
Рабочие будни
Я в восторге от работы в «Мельнице». Радует отзывчивый и добрый коллектив и то, с каким увлечением люди работают не только за плату, но и за идею. Увлеченные художники засиживаются в студии допоздна. Работа очень трудоемкая и напряженная. К примеру, нужно нарисовать 20 детальных и качественных картинок за день, когда с одной-то порой нелегко справиться.
Процесс, за который я отвечаю, называется страшным словом «предкомпоуз». Это работа за компьютером в темном помещении без дополнительного света — важно, чтобы не искажался цвет на экране. Мне приходят серии векторных картинок, а именно прорисованная «чистовая» анимация. Моя задача — создать макет сцены и отправить его на заливку цветом, чтобы в дальнейшем собрать итоговую картинку. Это называют «паспорт сцены».
Если говорить проще — это техническая работа с программами и конвертерами, а также создание AVI-роликов для просмотра результата. Ранее я занималась прорисовкой, то есть непосредственно созданием картинок для мультфильма. Так, например, в проекте «Три богатыря и морской царь» я рисовала Морского царя, коня Юлия и особенно полюбившуюся мне Настасью. Первым мультфильмом на новой должности стал «Три богатыря и принцесса Египта». Помню, я собирала для него много сцен и на премьере словно заново увидела всю свою работу.
Мульт-кухня
Современный 2D мультфильм создается в течение нескольких этапов. Все начинается с идеи и написания сценария, которым занимается режиссерская группа. Далее режиссером создается так называемый «аниматик» — это своеобразный черновик будущего мультфильма, набор картинок с демонстрационной озвучкой. Здесь за женских персонажей, например, может говорить мужской голос. В аниматике показано действие, где оно происходит, что говорят персонажи, как они стоят в кадре. Далее следует «раскадровка» — это текстовой документ, в котором описаны все планируемые сцены, диалоги, движения камер, действия, это детальный план будущей работы. Далее за дело берутся художники — создатели l-out’ов (лэйаутов). На этом этапе детально отрисовываются ключевые эпизоды и сцены мультфильма так, как они будут выглядеть на экране, например, персонажи на местности.
Этап «анимация» включает в себя создание движения. Ориентируясь на лэйауты, аниматор схематично прорисовывает начальные движения, артикуляцию речи и взаимодействие героев. Детальной анимацией, соединяющей сцены, занимаются прорисовщики, они придают персонажу узнаваемость, это «чистовая» работа на экран, после которой изображения отправляют на заливку, создание цвета. В стадии компоуза мультипликаторы собирают изображения, добавляют фоны, спецэффекты, тени. Существует даже отдел теней! На монтаже склеивают все получившиеся в готовый фильм, финальные этапы — озвучка, которой занимаются театральные актеры, и итоговый монтаж.
На создание мультфильма продолжительностью в 80 минут в среднем уходит год и три месяца работы. В студии трудятся около 300 человек, половина из них работают над 2D-мультфильмами, такими, как известные «Богатыри», другая половина создает 3D-проекты — «Лунтик», «Барбоскины», «Урфин Джюс».
Глазами профи
Посоветую посмотреть работы режиссера Томма Мурра, например, «Тайна аббатства Келлс» и «Песнь моря», там есть тюлени! Здесь великолепная графика и чудесная акварельная рисовка. Не могу без Японии, мой кумир — Сатоши Кон. Он любит экспериментировать со стилями, а еще у него очень серьезные психологические сюжеты: сюрреалистичная «Паприка», романтическая драма «Актриса Тысячелетия» или семейная комедия «Однажды в Токио».
Я очень интересуюсь темой мультфильмов для взрослой аудитории, ведь мультипликация — не обязательно для детей, это одно из средств искусства, как и кино. Хороший пример — прекрасный французский мультфильм «Кот раввина». Сериал «Южный парк», казалось бы, один большой прикол, но иногда в нем поднимаются очень серьезные темы, как и в классике вроде «Симпсонов». А бывают и такие радикальные примеры трэша и сарказма, как «Полный расколбас», который смотришь и чувствуешь стыд.
Если представить, что я создала бы собственный мультфильм, то хотелось бы сделать что-то связанное с фольклором, ведь я этому училась. Или написать собственный мир — например, мрачную антиутопию. В конечном итоге, мне кажется, я бы создала что-то про любовь и добро.
Материал подготовлен специально для журнала Verbum