Казалось бы, что уличное искусство в Сыктывкаре на грани вымирания. Ни известных граффистов, ни ярких рисунков. Но это не совсем так — стоит лишь уйти с центральных улиц города во дворы. Здесь сыктывкарцам открывается настоящий выставочный зал. Своеобразный. Дерзкий. Без крыши над головой. Давайте и мы туда заглянем?
Стрит-арт — искусство улиц, которое несет зрителям определенную идею. Оно включает в себя множество форм: скульптуры, инсталляции и, конечно, граффити. Это направление зародилось в начале 1920-х годов — в Нью-Йорке начали появляться первые надписи на товарных вагонах и в подземных переходах, а позже — и на домах города. Райтеры — именно так называют людей, рисующих граффити — начали соревноваться между собой и оставлять свои теги (подписи) везде, где только могли. Соперничество привело к появлению новых стилей и усложнению форм.
Видение мира граффити-художников видят все прохожие: кому-то рисунки на стенах поднимают настроение, другие считают, что это вандализм.
— Граффити — не самый простой вид творчества, ведь чтобы люди назвали его искусством, художнику нужно много учиться. Сначала необходимо овладеть техникой, а уже после этого выходить в городскую среду. Граффити всегда должны быть исполнены в специально отведенных местах и должны быть согласованы с людьми, которые живут непосредственно на этой территории, а также с администрацией города. Если оно будет выполнено на должном уровне, то это будет действительно произведением искусства. В ином случае это просто загрязнение улицы, — комментирует член Союза дизайнеров России, преподаватель СГУ им. Питирима Сорокина Анелия Лянцевич.
Одним из сыктывкарских художников, чьи граффити можно встретить в столице Коми, является студент Института культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина, выступающий под именем Константин «Eyes». Verbum узнал у художника, чем он вдохновляется, а также с какими проблемами можно столкнуться, рисуя на стенах.
— Интерес к шрифтам появился в 2010 году. Я рисовал на парах, деформируя по-разному буквы. Иногда получалось достаточно неплохо. Позднее попробовал перенести рисунок на стену с помощью автоэмали — краска была не профессиональной и по этой причине линии были толстые и часто с подтеками, но ощущение от процесса было на высоте, — отмечает молодой художник. — В 2012 году с открытием граффити-маркета возможностей стало больше, работы стали качественнее. Сейчас вдохновляют работы отечественных и зарубежных художников, а также музыка, лекции по истории искусств и традиционное искусство разных народов.
Работы художника есть в Сыктывкаре, Усинске, Кирове, Санкт-Петербурге, Тбилиси и Кировске.
— Летом 2013 года нашел открытую крышу в центре Питера с красивым видом. Днем съездил за краской, вечером порисовал, полюбовался городом и решил, что фотографию лучше будет сделать утром. Утром полез на крышу, смотря в объектив, подбирая лучшую композицию и, зацепившись за край ограды, чуть не упал с высоты шестого этажа, перевел дыхание, сделал еще пару кадров и пошел домой, — рассказывает Константин. — Полиция на уличные шедевры реагирует по-разному, в зависимости от того, где появляется рисунок. Два раза приходилось всю ночь сидеть в отделении полиции, несколько раз отпускали со словами «не рисуй тут больше».
Легальные проекты студента СГУ им. Питирима Сорокина можно встретить в нескольких местах. Началось все с работ на дверях подъездов по улице Морозова. На входе в один из подъездов изображен огромный орел, летящий прямо на входящего человека на фоне заснеженных горных вершин. Дверь другого подъезда превратилась во вход в старинный замок, обложенный камнем и заросший листвой. Они были выполнены в 2014 году. По словам художника, сначала жители домов возмущались, но в итоге остались довольны.
У художника есть работы и в помещениях, например, совместная работа с райтером Umxmx в коридорах офиса Информационного агентства БНК представляет собой огромный фотоаппарат с одной стороны и печатную машинку в щупальцах осьминога с другой. Также Костя работал для фотостудии «Фабрика», где преобразил гримерку.
В 2017 году в Усинске появились совместные большие работы на торцах жилых домов. На одной из них изображен подводный мир: огромные капли стекают вниз по стене дома среди пузырей воздуха. Вся работа весьма лаконично вписалась в городскую среду. На другом доме представлен человек, который смотрит на большую планету, а вокруг него пробиваются сквозь землю маленькие ростки. Работа получилась впечатляющей.
Работы, проведенные с разрешения администрации того или иного муниципалитета, приятны и жителям города, и спецслужбам. С нелегальными же граффити борются управляющие компании, отвечающие за дом.
— Если появляются надписи на доме, за который мы отвечаем, то, конечно, мы сами идем и закрашиваем их, — отмечает председатель сыктывкарского ТСЖ «Возрождение» Алла Плотникова. — А как иначе? Мы не всегда можем поймать с «поличным» тех, кто это сделал. Да и вообще — половину из всего этого «творчества» трудно назвать искусством.
В сентябре 2017 года мэр Сыктывкара Валерий Козлов заявил, что администрация города готова поддержать уличных художников, однако подойдет к выбору места и сюжета очень осторожно. Градоначальник признал, что в Эжвинском районе опыт с масштабными полотнами на торцах домов удался и, если есть желание, инициативные художники могут продолжить работу непосредственно в Сыктывкаре. Для этого граффистам необходимо только подать заявку в администрацию.
К слову, огромные полотна на торцах эжвинских домов — один из успешных примеров сотрудничества руководства с художниками. Так, при въезде в Эжву на торце дома №24 по улице Славы красуются любимые всеми сказки Пушкина. Общественная организация «Эжва — это мы» получила грант и при поддержке Главы Коми и воплотила в жизнь эту идею. Еще один позитивный опыт — торцы домов по улице Комарова.
Также необычен торец дома №3 по улице Маяковского, где над входом в музей им. Н. М. Дьяконова находится коллаж из разных иллюстраций художника Мюда Мечева народного эпоса «Калевала». А торец дома по улице Мира посвящен победе в Великой Отечественной войне — его украшает советский солдат и надпись: «Мы помним! Мы гордимся!».
— Смысл проекта в изменении внешнего вида Эжвы. Серые бетонные стены не красят район. Рисовал все эти три огромных полотна райтер Андрей Кожевников. Будем стараться продолжать проект и дальше при наличии финансирования, — отмечает автор проекта «История в красках» Алексей Панюков.
Что касается несогласованных работ, то в Сыктывкаре их можно встретить достаточно. Verbum нашел яркие примеры. Одним из таких мест является заброшенный павильон за Коми республиканской типографией. Здесь можно найти различные надписи и изображение Роуэна Аткинсона, известного по роли Мистера Бина. А прогуливаясь по дворам улицы Орджоникидзе, можно наткнуться на стадо коров. Это творение оказалось спорным, а для кого-то даже обидным —над животными красуется надпись «Коми Му», что означает «Коми Земля».
Напротив ТРЦ «Рублик» целая стена украшена рисунками, среди которых самый яркий — северный олень на фоне малинового заката. Еще одна работа расположена во дворе улицы Чкалова. «Post» — не самая популярная надпись в городе, но в переливах солнечного света надпись не может остаться не замеченной.
Не обошли райтеры и корпус №3, где располагается Институт естественных наук СГУ им. Питирима Сорокина. Здесь можно увидеть надписи «Eyes» и «Boas».
Одна из последних работ, появившихся в Сыктывкаре, расположилась около новостройки №63 по улице Пушкина. Компания-застройщик решила порадовать жителей дома и раскрасила стены гаражей вблизи дома.
— Мы каждый день ходим по улицам города и встречаем десятки надписей на домах, и именно поэтому мы просто перестаем их замечать. Однако, если начать всматриваться в то, что нас окружает, можно найти множество интересных работ, которые поднимут вам настроение и добавят красок в серые будни города, — подытоживает художник.
Материал подготовлен специально для журнала Verbum