В понедельник, 16 апреля, в СГУ им. Питирима Сорокина прошли открытые лекции «Oxford „отдыхает“» от преподавателей Института гуманитарных наук. Они рассказали о происхождении мата, продемонстрировали «суровую» региональную рекламу и объяснили теорию игр.
Мероприятие состоялось в рамках декады ИГН. За короткое время (20-30 минут) лекторам необходимо было максимально раскрыть актуальную тему.
– В нашем институте много направлений и еще больше хороших педагогов. Благодаря проекту «Oxford „отдыхает“» студенты не только узнают интересные факты, но и знакомятся с новыми преподавателями, – пояснила организатор Виктория Шишкина.
Лекции были на разные темы: «Русский мат: происхождение, функции, факторы „живучести“» заведующей кафедры русской и общей филологии Татьяны Бунчук, «Несовершенство мироустройства, или какие кошмары снятся пиарщикам» заведующей кафедры связей с общественностью и рекламы Ирины Лейман, «Вся наша жизнь – игра» доцента кафедры философии и этики Ольги Максимовой.
С приветственным словом выступила заместитель директора Института гуманитарных наук Юлия Ильина.
– Рада приветствовать немногочисленную, но, вероятно, самую заинтересованную аудиторию. Расширять свой кругозор – это всегда интересно и познавательно. Призываю всех внимательно слушать выступления и задавать вопросы. У вас есть прекрасная возможность получить ответы здесь и сейчас, – настроила она слушателей лекций.
Татьяна Бунчук представила одну из теорий происхождения мата, согласно которой он появился еще в древности, когда матерные слова разрешали произносить только магам – мужчинам, иначе они могли потерять свою магическую силу. В белорусском фольклоре по сей день бытует представление о том, что эти слова совсем не женские.
– Если женщина матерится, матушка Богородица с трона падает, – заметила Татьяна Николаевна.
Со временем мат утратил волшебную силу и стал называться в народе «поганым». В советское время существовал запрет на употребление бранных слов, вплоть до административного и уголовного наказания. Тогда мат являлся для людей знаком свободы и независимости от государственных ущемлений.
Преподаватель объяснила этимологию некоторых матерных слов. Также она рассказала, что человек матерится, когда испытывает сильное эмоциональное напряжение, стресс, проявляет агрессию либо имеет низкую самооценку, крошечный словарный запас.
Ирина Лейман продемонстрировала фото «суровой» региональной рекламы с различными ошибками и специфичным дизайном. Например, в поздравительном баннере на День Победы администрация пропустила запятую. Через несколько лет ошибку исправили, но допустили ее в новых плакатах.
Спикер пояснила, что пиарщики и рекламщики должны иметь широкий кругозор, особое мышление и «безотходное производство».
– Когда вы креативите, вас могут ограничить только две вещи: законодательство Российской Федерации и морально-этические принципы, – отметила Ирина Игоревна.
В 20 веке появилась теория игры. На лекции Ольга Максимова рассказала о некоторых концепциях. Например, философ Йохан Хейзинга в концепции культуры говорил о следующих признаках игры: целостность, зацикленность на себе и отсутствие моральных обязательств.
– Теория игр представляет собой особые способы создания игровых ситуаций, которые помогают в реальной действительности. Она применяется в математике, биологии, гуманитарных и социальных науках, – пояснила преподаватель.
Также Ольга Леонидовна рассказала о сценариях жизни человека и книгах психолога Эрика Берна «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди».