В СГУ им. Питирима Сорокина 12 апреля в рамках недели финансовой грамотности прошла лекция на тему «Банковские электронные платежи. Как это устроено?» Студенты узнали о механизмах осуществления электронных платежей и безопасном использовании банковских карт.
Лекция от представителя Национального банка по Республике Коми состояла из двух частей. В первой студентам рассказали про самые простые и сложные виды электронного платежа, о платежной системе Банка России и системе взаимодействия с клиентами.
Эти три мероприятия проходят в рамках недели финграмотности и организованы совместно с отделением Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации.
Основная деятельность банка России – это осуществление надзора за деятельностью кредитных и некредитных организаций, обслуживание счетов бюджетов всех уровней. Относительно недавно Банк России стал мегарегулятором, то есть начал регулировать практически все сферы финансового сектора России. Например, кроме банковской, он также контролирует сферу страхования.
— Представим, что в банке есть счет клиента «А» и счет клиента «Б». Необходимо провести транзакцию между двумя этими счетами: клиент «А» вносит средства на счет, и они переходят на счет клиента «Б», то есть клиент «Б» может ими распоряжаться. Это самый простой вид электронного платежа. Ресурсы почти не затрагиваются, поэтому движение по счетам в рамках одного банка достаточно простая операция, – отметил главный инженер регионального центра информатизации Национального банка России по Республике Коми Петр Борков.
Также спикер рассказал о способах повышения безопасности пользования банковскими картами. Лектор демонстрировал, какая информация размещена на карте, пояснил, что требуется, чтобы провести операцию. Также он затронул одну из важнейших тем – мошенничество с банковскими картами.
Петр Борков назвал несколько видов мошенничества — кража, фишинг, скимминг и утечка данных, а также пояснил разницу между ними:
— Кража – это ситуация, когда злоумышленнику удается получить оригинал карты. Если злоумышленник получает PIN-код или данные о держателе карты, то это фишинг. Этот вид мошенничества реализуется через поддельные интернет-сайты, электронную почту, телефонные звонки, смс. Скимминг – это незаметное для держателя карты копирование данных с магнитной полосы, а также получение PIN-кода с помощью специальных устройств. А утечка данных может произойти через «инсайдеров» (работников кредитных организаций), при краже данных из интернет-магазинов или электронных платежных систем посредством вредоносного программного обеспечения, социальным сетей, — разъяснил собравшимся представитель Национального банка.
В конце лекции Петр Борков дал несколько базовых рекомендаций, следование которым поможет обезопасить свои платежи. Лектор посоветовал никогда не сообщать ПИН третьим лицам и запомнить его или хранить отдельно от банковской карты, а также ни при каких обстоятельствах не передавать банковскую карту для использования третьим лицам. Кроме того, рекомендуется установить суточный лимит на сумму операций по банковской карте, подключить услугу оповещения о проведенных операциях и не сообщать персональные данные или информацию о банковской карте (в том числе ПИН) даже при поступлении звонков или сообщений с просьбой об этом. Также для осуществления расчетов следует завести дополнительную карту, не поддаваться на провокации и не отвечать на сообщения, касающиеся вашей банковской карты, рассылаемые по электронной почте или по SMS, а при утрате карты, компрометации ПИН или выявлении подозрительных операций немедленно блокировать карту.
Кроме того, Петр Борков порекомендовал использовать банкоматы, установленные только в безопасных местах, не использовать устройства, которые требуют ввода ПИН для доступа в помещение, где расположен банкомат, не прислушиваться к советам третьих лиц и не принимать помощь при проведении операций.