Диаграмма связей, ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, майндмэп, mind map. Все эти термины обозначают способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли и идеи в нашем мозгу. Verbum вместе со студентом Института естественных наук СГУ им. Питирима Сорокина Владимиром Дмитрачковым рассказывают о том, как овладеть навыком майндмэппинга и чем он будет полезен студентам в преддверие сессии.
Каждый студент хотя бы раз в жизни имел дело с составлением конспекта. Этот способ ведения записей имеет несколько недостатков: он сложен по структуре и отнимает уйму времени. Кроме того, запомнить что-либо на основе конспектов довольно сложно. В таком случае на помощь приходит интеллектуальная карта — наиболее простой и удобный способ для запоминания больших текстов.
Эту схему предложил психолог Тони Бьюзен, который хорошо разбирается в особенностях восприятия информации. Он убрал из конспектов все лишнее и предложил очень простую систему, в противовес традиционным способам конспектирования и ведения записей. Так ментальные карты стали простым и удобным способом структурирования информации.
В нашем университете нашлись знатоки этого метода.
— Это простая древовидная схема, по которой можно определить все, что угодно. Все мысли, все чувства, которые тебя мучают, которые ты не можешь выразить текстом. Все это ты можешь начертить на ментальной карте, — делится студент Института естественных наук СГУ им. Питирима Сорокина Владимир Дмитрачков.
Интеллект-карты создаются на листе бумаги, который обычно располагается горизонтально. Вместо простой линейной записи здесь используется радиальный способ. Для начала нужно определиться с главной мыслью, которая оформляется в центре схемы. От нее уже отходят остальные ветви, которые и будут определять всю информацию. От этих ветвей пойдут следующие. Рекомендуется использовать только одно слово для каждой ветки, а не целые фразы: нужно всего лишь выбирать самые яркие и запоминающиеся понятия, которые будут использованы в качестве опорных точек. Главные понятия мы запоминаем, ориентируясь на некие ключевые слова. В конспекте их найти очень тяжело. Приходится иметь дело с тяжеловесными фразами и целыми простынями из текста.
Наша редакция, для того, чтобы лучше понять и передать читателям всю суть ментальных карт, дала Владимиру задание — выразить все свои ассоциации с журналом Verbum в форме древовидной схемы.
— У каждого свои ассоциации, — отмечает Владимир. — Лично для меня первая — это типографская краска. Вообще, линий может отходить сколь угодно. Иногда по одной, иногда по три-четыре.
Он познакомился с ментальными картами в сентябре прошлого года, когда только поступил в вуз. Как оказалось, такого рода записи помогают не только в оформлении конспектов, но и для составления плана, по которому будет проходить праздник.
— Бывает, на лекциях в форме ментальных карт пишу конспекты. Например, по истории, когда дают очень много текста: просто ухватываешь главную мысль, а по ней легко ориентируешься, — комментирует Владимир Дмитрачков. — Также часто пользуюсь этим методом для составления каких-либо мероприятий. Недавно нужно было организовать Хэллоуин для общежития, его я приготовил именно по ментальной карте.
При создании ментальных карт важно помнить, что ведение таких записей – это больше, чем просто конспектирование. Майндмэппинг можно отнести скорее к творчеству, чем к сухому изложению лекций на бумаге. Со временем у каждого человека появляется свой стиль ведения записей. Яркие цвета и яркие образы сильнее привлекают внимание, лучше запоминаются. Хороший почерк будет плюсом — если же почерк подобен медицинской вязи, то расшифровка таких криптограмм потребует дополнительных усилий.
— В составлении ментальной карты главное — не стоять на месте. Все ассоциации, которые приходят в голову, необходимо записывать в карту. Дальше работает воля случая: одна из ветвей может оказаться решающей. Из четырех ветвей три получатся неудачными, но одна будет с большой вероятностью правильной. Отталкиваясь от нее, можно будет строить мысли дальше, — отмечает студент. — И кончено, это творческая работа. Если начнешь чертить все по линейке, то полностью потеряешь концентрацию. Сам рисунки применяю не часто, дара рисования нет. Просто рисую карту в форме схемы. С научной точки зрения к ментальной карте не подойти, всегда преобладают, в главную очередь, чувства и ассоциации.
Ментальные карты не только помогают запомнить какую-то информацию, но и помогают без труда вспомнить конспект по скучному предмету.
— Существуют специальные программы и онлайн-сервисы для рисования ментальных карт, большинство из них платные. Мне гораздо быстрее нарисовать все необходимое от руки, – подчеркнул Владимир Дмитрачков. – Если рисовать от руки, то не будет никакой лишней информации, все наглядно, понятно и быстро. Опять же скажу, что по ментальной карте можно распланировать абсолютно все: от распорядка дня до того, как самому выйти из депрессии.
Ментальные карты эффективны, потому что они задействуют оба полушария мозга. Если при изучении стандартных и привычных уже конспектов студент включает левое полушарие в работу, то при работе с метальными картами начинает усиленно функционировать еще и правое полушарие. Причем мозг во время составления и изучения материала не напрягается, а скорее расслабляется. Это очень полезно при глубоком изучении темы.