В олимпиаде приняли участие 90 команд из пяти муниципалитетов Республики Коми (Сыктывкар, Ухта, Воркута, Усинск и Сыктывдинский район), в состав которых вошли почти 190 человек. Большая часть начинающих инженеров — школьники. СГУ им. Питирима Сорокина представили два студента в категории TetraStack, а также несколько команд школьников, которые занимаются робототехникой на базе Института непрерывного образования университета.
Региональный этап олимпиады в Сыктывкаре проводится в третий раз и все три года СГУ им. Питирима Сорокина вовлечен не только в соревновательный этап, но и в организацию состязаний. В прошлом году студенческая команда, победив в региональном этапе, впервые поехала на Всероссийский этап робототехнической олимпиады в Казани и привезла оттуда второе место.
— Мы предоставляли не только конкурсантов, но и ресурсы, волонтеров, медиасопровождение. Университет оценивает значимость этого мероприятия и участвует в его организации. И все три года олимпиада по робототехнике — это очень интересное событие для Сыктывкара с точки зрения того, куда пойти на выходных с детьми. А с точки зрения развития робототехники в Республике Коми — это главное событие. Кроме того, на региональном этапе, где принимают участие и школьники, мы присматриваемся к талантливым абитуриентам, то есть, преследуем еще и профориентационную цель, — рассказал об участии университета в олимпиаде начальник департамента научной и проектно-инновационной деятельности СГУ им. Питирима Сорокина Владимир Миронов.
Главная тема соревнований этого года — «Устойчивое развитие». Участники демонстрировали, каких роботов для улучшения комфортности жизни человека они придумали и чему их научили. Конкурс проходил в 6 категориях: «Сервисные и промышленные интеллектуальные робототехнические системы» (манипуляторы: сортировка и локализация: карта), «Основная категория» (природно-ориентированный туризм, углеродная нейтральность, чистая и возобновляемая энергия), «Студенческая категория» (TetraStack), «Творческая категория» (персональные интеллектуальные робототехнические системы для комфортной жизнедеятельности и роботы для устойчивого развития), «Автотранспортные интеллектуальные робототехнические системы» (автотранспортные интеллектуальные робототехнические системы РобоТраффик) и «Первый шаг в робототехнику».
— Мы наблюдаем результаты развития этого очень важного направления инженерно-технического творчества в системе образования. И результаты есть: мы видим, как растут дети, как растут команды, республика имеет федеральные победы. И все благодаря тем, кто сегодня здесь — детям, их родителям, которые поддерживают их, а также образовательным организациям, которые создают условия для развития. Именно таким подвижническим и профессиональным трудом мы даем старт в будущее нашим детям. Все ваши достижения будут востребованы республикой и страной,- отметила зампред регионального правительства — министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Михальченкова.
Также она добавила, что СГУ им. Питирима Сорокина является опорным университетом, что делает его главным центром работы с талантами.
— Участие в подобных мероприятиях, в том числе, в качестве судей, методистов — это естественное дело для университета, его руководства и Института точных наук и информационных технологий, который развивает направления подготовки научно-технического профиля и занимается техническим творчеством, работая в связке с нашими работодателями, — подчеркнула Наталья Михальченкова.
Разработки юных конструкторов впечатлили и министра экономики республики Марину Анисимову.
— Сегодня я увидела талантливых и инициативных ребят, которые в своем юном возрасте работают с огромным энтузиазмом. Они разрабатывают полезные модели для сельского хозяйства, ЖКХ, предприятий лесопереработки. Эти инновации сегодня актуальны, востребованы и с огромным удовольствием будут поддерживаться далее, — отметила глава экономического ведомства.
СГУ им. Питирима Сорокина готовит студентов для участия в робототехнических олимпиадах на кафедре общетехнических дисциплин и методики обучения технологии. Научной школой руководит доцент Михаил Китайгородский, он же тренирует школьников, которые строят и программируют роботов в Институте непрерывного образования университета.
Участники помладше собирали роботов на основе конструкторов лего, постарше — создавали чудо — машины на «свободной» платформе, используя разнообразные детали, контроллеры и даже подручные инструменты.
— Робототехника — это благодатная область для всестороннего развития, где требуются политехнические знания в разных областях: механика, сопротивление материалов, устройство машин и программирование, микропроцессорная техника, электроника. Ребята не только программируют, но и серьезно работают с различным материалом — металлом и пластиком. Одна из задач таких олимпиад — подготовить ребят к более серьезным проектам. Серьезно мы занимаемся автотранспортными автоматическими системами. Пока мы занимаемся моделями роботов — автомобилей, но те алгоритмы, те технические решения, которые ребята используют — техническое зрение, распознавание образов в дальнейшем может быть переведено на настоящие устройства, уже действующие беспилотные автомобили, — рассказал наставник студентов и школьников Михаил Китайгородский.
Призерами в студенческом состязании «TetraStack» стали студенты Александр Ишунин и Сергей Шапёткин, команда «Tetris-bot». Они опередили команду Политехнического техникума.
В категории «Автотранспортные интеллектуальные робототехнические системы» состязания «Автотранспортные интеллектуальные робототехнические системы» призерами стали учащиеся Технологического лицея Дмитрий Перков и Максим Чупров, команда «DiMax». Подготовку ребята также проходили на базе СГУ им. Питирима Сорокина.
Участник команды «Tetris-bot» Александр Ишунин рассказал, что на создание робота, умеющего играть в тетрис, ушло около двух месяцев: сначала они собирали самого робота, используя конструкторы tetrix и lego. Конструкция робота в ходе проектирования постоянно изменялась. Еще две недели ушло на программирование робота, то есть его обучение игре в тетрис. На региональных соревнованиях раунд тетриса длится пять минут.
— Задача состояла в том, чтобы робот мог складывать тетракубы в специальную рамку. Изначально робот должен находиться в своем гараже, после старта он двигается по полю по чёрным линиям. Доезжая до тетракуба, он останавливается, захватывает его, поднимает и везет в рамку, куда должны складываться все тетракубы. Чем больше тетракубов окажется в рамке, тем больше баллов получит команда. В идеале робот должен сам понимать, какой кубик перед ним лежит и как его положить в рамку, чтобы не было пробелов. Но для этого нужно писать более сложные алгоритмы. А пока все просто, робот уже заранее знает, какой тетракуб перед ним лежит и в какое положение рамки его поставить, — разъяснил принципы игры в тетрис при помощи роботов студент.
Команды «Tetris-bot» и «DiMax» представят республику на Всероссийской робототехнической олимпиаде, которая пройдет в Иннополисе (Казань) в конце июня. Они продолжат подготовку к соревнованиям федерального уровня на базе СГУ им. Питирима Сорокина.
Фото Александра СЕРЕБРЯКОВА, творческое объединение IN TIME