Лето 1941 года, наполненное счастьем, летело на всех парах. Солнце припекало, беззаботная ребятня играла во дворах Сыктывкара. Среди детей была и девочка Ирина Гамзина, ей тогда было 12 лет. Как и все ее сверстники, она любила игрушки, веселые игры и сладкие конфеты-подушечки, которые были популярны в СССР.

Дома у Ирины стоял буфет и в нем всегда лежали сладости. И конечно, чаще всего, среди них были эти конфеты-подушечки, обсыпанные прозрачным сахаром. Маленькая Ирина со своими сестрами часто прибегала к буфету. Она выдвигала шкафчик, доставала конфетку, и, счастливая, неслась снова играть во двор со сладкой подушечкой за щекой.

 DSC5965

А летом 1941-го началась война и любимый буфет опустел. В дом пришли голод и разруха. Прозрачный сахар на конфетах-подушечках растаял в тот ясный, очень жаркий день, когда  объявили о нападении Германии на СССР.

На улице Советской стоял высокий столб с прикрученным наверху радио. Ирина часто проходила мимо него и никогда не видела, чтобы вокруг столба собирались люди. Но в тот день, 22 июня 1941 года, там стояла толпа. Женщины рыдали, прижимая к груди маленьких детей. Мужчины, безмолвные и сосредоточенные, стояли рядом. Напряжение и отчаяние ощущались кожей. Испуганную Ирину начало знобить: так было страшно. На улице жара – а у неё зуб на зуб не попадает. Таким она запомнила свой первый день войны.

 DSC6094

Ее младшие сестры, не осознавали, какое наступило время. В первые дни войны они всё ещё подбегали к буфету, в надежде полакомиться сладкой, тающей во рту конфеткой-подушечкой. Но буфет был пуст. А потом дети забыли и про конфеты, и про то, какая она – мирная жизнь.

Беда и боль поселились в каждом доме. В каждой семье прописался голод. Не доедали все: и взрослые, и дети. Магазины опустели разом на второй день войны. У кого были деньги, смогли купить продуктов и припрятать на самое черное время.

От неминуемой голодной смерти  спасала земля и выращиваемая на ней картошка. Ее сажали везде: на газонах между домами, на огородах, на любом мало-мальски пригодном для этого клочке земли. Копали картошку дети, старики, женщины. Копали до кровавых мозолей. Эта картошка помогла тогда выжить и спасла  очень многих от голодной смерти.

 DSC6105

Семья Гамзиных в тяжелое военное время, как и многие другие семьи, жила в голоде. Ирина Васильевна до сих пор с содроганием вспоминает время карточек. Маленькая бумажка, расчерченная на маленькие квадратики. В квадратике была написана дата и сколько граммов хлеба владельцу карточки положено на руки.  Черный драгоценный кубик в 250 грамм помещался на ладони, но именно в нём была жизнь.

В годы войны хлеб выпекали двух видов: «военный» и «гражданский». Первый предназначался для фронтовиков, а второй для жителей тыла. «Военный» хлеб изготавливался только из ржаной муки, в то время как в состав «гражданского» помимо муки добавляли мороженый картофель, хвою, отруби, опилки. Ирина и её маленькие сестры ели хлеб для тыловиков. Невкусный и вязкий, отдающий землёй.

 DSC6108

 

Этот кусочек хлеба необходимо было получать день в день. Ирина хорошо помнит холодный кафельный пол раздаточного пункта, куда она приходила каждый день и ожидала свою порцию. Иногда семью водили в столовую. Там вместе с полученным хлебом давали прозрачный и жиденький суп. Он навсегда остался в памяти девочки.

Ира мечтала о том, чтобы война быстрее закончилась. Чувство голода было порой невыносимым, но в сердце девушки продолжала жить любовь искусству и музыке. Война не погубила талант и стремление к прекрасному. У Ирины порой не было сил что-либо сделать, голод потихоньку убивал желание учиться, но девочка все-таки поступила в музыкальное училище, которое открылось в маленьком деревянном доме в самый разгар войны. В эти суровые годы, когда главной задачей народа было выжить любой ценой, Ирина получала образование. Она понимала, что война когда-нибудь кончится, поэтому учиться нужно сейчас. Музыку она любила с раннего детства и знала, что музыка может спасти людей. Даже в бой солдаты идут с песней.

 DSC6129

И вот, наконец, замученные голодом и войной, граждане Советского Союза услышали долгожданные слова: «Закончилась война!». Объявили ночью, но несмотря на это, все сбежались в парк: на лицах – улыбки, на глазах – слезы счастья. Люди плакали, танцевали, пели, кричали, обнимались. Утром на всех зданиях Сыктывкара вывесили флаги.

Однако карточки оставались. Голодное время было не только в годы войны, но и после – продукты появились только в 1948 году.

Война оставила в жизни Ирины Васильевны Гамзиной неизгладимый след. Она до сих пор бережет все, что у нее есть, даже чистые листочки: ее так приучили, потому что во время войны бумага была дефицитом.

 DSC6150

На нынешнюю политическую обстановку в мире Ирина Васильевна смотрит с опаской – очень беспокоится за русский народ и всем сердцем желает, чтобы не развязалась третья мировая. Особенно это страшно, когда у стран есть атомное оружие.

«Мир дороже всего!» – считает ребенок войны Ирина Гамзина.

Татьяна ПОПОВА
Фото Марка ОНИКУЛА

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.