Сегодня, 15 апреля, Международный день культуры. «Культура» в переводе с санскрита дословно означает «почитание света». Это стремление к познанию прекрасного, к идеалу, к самосовершенствованию. На тему современной культуры и «бескультурья» мы побеседовали с Николаем Вокуевым, доцентом кафедры культурологии и педагогической антропологии Института культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина.
Карбина: Николай Евгеньевич, поговорим с вами о современной культуре и «бескультурье». Как можно отличить человека культурного и бескультурного по вашему мнению?
Вокуев: Давайте, прежде всего, разберемся, что мы понимаем под культурой. Поскольку беседа приурочена к Международному дню культуры, уместно вспомнить, что праздник связан с именем Николая Рериха, по инициативе которого 15 апреля 1935 года был подписан договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Надо сказать, что культуру Рерих понимал весьма специфически как культ или почитание света — так он переводил с санскритского слово «ур».
Если трактовать культуру в таком ключе, то можно вслед за многими консервативными авторами сокрушаться о «бескультурье», «бездуховности» и падении нравов. Но мне рериховское определение напоминает этимологические экзерсисы Михаила Задорнова, не имеющие никакого отношения к лингвистике. На самом деле «культура» происходит от латинского глагола colere – «возделывать», «культивировать». Не вдаваясь в подробности, скажу, что в культурологии сегодня культура понимается более широко и нейтрально — как система ценностей, представлений о мире, образ жизни. Поэтому я не могу предложить критерии различения человека «культурного» и человека «бескультурного». Да и нужно ли это? Любой человек — носитель той или иной культуры.
К: Мейнстрим — общепринятый взгляд в обществе на определенные вещи, это то, за чем следует большинство: современное искусство, музыка, селфи, использование социальных сетей, мода и многое другое. Как вы считаете, можно ли мейнстрим назвать чем-то культурным?
В: Конечно, это массовая культура. Часто это понятие употребляется с каким-то негативным оттенком, но я бы и здесь не стал прибегать к оценочным суждениям. Массовая культура очень разная. Она может быть страшно клишированной и стандартизованной, а может быть вполне оригинальной, интеллектуальной, может критически трактовать экономическую, политическую и социальную действительность.
При этом многие пренебрегают мейнстримом, желая выделиться на его фоне, подчеркнуть свою индивидуальность. Сегодня мейнстриму противопоставляют не столько «высокую» культуру, сколько отдельные субкультуры и индивидуальное культурное потребление: человек может одновременно увлекаться хип-хопом, академической музыкой и, допустим, авангардом.
К: А давайте поговорим о современном искусстве, рассмотрев его на примере произведения Марселя Дюшана «Фонтан» (это обыкновенный писсуар с подписью «R.Mutt» — прим.автора). Он был представлен в 1917 году на выставке Общества независимых художников. Публика тогда его не поняла и не приняла. Прошло всего 83 года, и вот уже в 2004 году в Лондоне «Фонтан» вошёл в топ-5 произведений художников, оказавших наибольшее влияние на развитие мирового искусства. Как Вы считаете, перевернутый писсуар в наше время – это культурное достояние?
В: «Фонтан» Дюшана, безусловно, повлиял на историю искусства и на представления о нем. И да, это искусство. Просто к современному искусству нужно подходить с другим лекалом, нежели «красиво — не красиво». Конечно, «Фонтан» был провокацией, эпатажем. Это был явный жест против сложившихся на тот момент в искусстве конвенций и норм, жест, можно сказать, контркультурный. Но сегодня копии этого писсуара хранятся в нескольких музеях мира. Это хороший пример того, как «работает» культура, как она «переваривает», казалось бы, изначально враждебные ей явления. Сегодня реди-мейдом — техникой, когда уже готовый объект переносится в орбиту искусства, — уже никого не удивишь.
К: Каждый человек по-своему культурен. Когда-то культура была другой и имела совсем иную подоплеку, чем сейчас.
В: Культура меняется, и это нормально. Я бы предпочел говорить не о «снижении уровня культуры», а о происходящих в ней сдвигах.
Надо понимать, что в употреблении слов «культурный» и «бескультурный» проявляется логика исключения. В свое время слово «культурный» использовалось только в отношении европейских стран, и касалось только высших слоев общества, аристократии. Надо учитывать этот дискриминационный момент и осознавать многообразие культур, которые стоит попытаться понять, а не заведомо клеймить и располагать на нижних уровнях культурных иерархий.
Ольга КАРБИНА
Фото Марка ОНИКУЛА