В этот день, 14 апреля, 169 лет назад в России был учрежден секретный цензурный комитет. Его сотрудников призвали наблюдать за печатью в стране. Сие событие не прошло незамеченным, и вызвало бурю эмоций в народе.
Люди посчитали, что подобное нововведение ограничивает свободу слова. Прошло больше ста лет, а эти упреки от народа власть слышит до сих пор. Журналист медиацентра VERBUM Анна Иванова попытались выяснить, где пролегает грань между теми словами, которые можно публиковать и теми, которые нельзя.
Для начала следует отметить, что по закону в России цензуры нет. Она запрещена Конституцией РФ. В статье 29 второй главы так и сказано: «Гарантируется свобода слова. Цензура запрещается. За введение цензуры предусмотрена уголовная ответственность».
Но как тогда объяснить заблокированные сайты, «забанненные» страницы в соцсетях, случаи изъятия из тиража печатной продукции? А чего стоят многочисленные жалобы, иногда переходящие в истерические крики: «Вы не имеете права! Вы ограничиваете мою свободу слова!»
Среди студентов СГУ им. Питирима Сорокина был проведен экспресс-опрос, чтобы узнать, понимают ли они значение слов «цензура» и «свобода слова».
Нужно сказать, что из 150 опрошенных человек цензуру осудил каждый второй и поддержал в этом вопросе правительство, которое ее запрещает. А вот дальше начались разногласия.
Во-первых, с определением самого слова цензура. Только 10% опрошенных объяснили правильно, что «это система государственного надзора за содержанием и распространением информации». А у 90% ответы были самыми разнообразными, среди которых значился «запрет на публикации» и «табу на свободу слова».
Во-вторых, путаница произошла и в понимании того, что можно говорить или писать, а что нельзя. Например, данные о дисциплинарных взысканиях: 15% респондентов посчитали, что их публикация в студенческой газете – дело благое и запрету подлежать никак не может. Остальные 85% категорически с этим не согласились, посчитав такую публикацию разглашением личных данных.
Еще больше споров вызвал вопрос о критике преподавателей. Имеют ли студенты на это право, а если имеют, то в какой момент критика – это уже оскорбление? Некомпетентный, бездарь и прочее.
Больше мучить своих респондентов мы не стали, и решили разобраться в вопросе сами. Оказывается, хоть цензура в стране и запрещена, существует информация, которая называется вредоносной, поэтому к публикации она не допускается. Нельзя ее произносить вслух и в общественном месте.
Призывы к терроризму, проповедование нетрадиционной сексуальной ориентации, оскорбление чувств верующих, унижение чести и достоинства, публичное употребление мата, разглашение государственной или коммерческой тайны, призывы к свержению правительства – за это вы будете отвечать перед государством по закону.
Кроме того, если вы работаете в частной организации или в СМИ, то руководство вправе корректировать информацию, которую считает не отвечающей корпоративным интересам.
Одним словом, той цензуры, которую ввел Николай I, в современной России нет. Тогда она была призвана доносить до конечного потребителя исключительно «правильную» точку зрения. Сегодня вы можете свободно высказывать все, что не противоречит закону. А для этого закон, как минимум, необходимо знать.
Анна ИВАНОВА, медиацентр VERBUM
Фото из открытых источников
и из архивов медиацентра VERBUM