В СГУ им. Питирима Сорокина 7 апреля в холле института естественных наук прошла выставка плакатов и презентаций «День геолога», посвященная летней практике. Студенты кафедры геологии показали отчеты об экспедициях, которые стали для некоторых настоящими приключениями. Также были представлены работы с интересными подписями и стихами на фотографиях.

Кафедра геологии была открыта в 1996 году на физическом факультете СГУ, с 2011 года вошла в состав института естественных наук. Первый набор студентов-геологов состоялся в 1996 году, но подготовка по специальности «Геология» началась раньше, еще в 1995 году с экспериментальной группы физиков-геологов, состоящей из 11 человек, они и считаются первыми выпускниками.

В первое воскресенье апреля в России традиционно отмечается День геолога. Этот профессиональный праздник был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 года в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны.

В этом году праздник пришелся на 2 апреля, что связано с началом подготовки к летним работам и сборами в экспедиции. Именно с апреля геологи начинают подготовку к летнему полевому сезону – составляют планы экспедиционных работ, готовят полевое снаряжение в удаленных и труднодоступных районах работ (например, на Чукотке, Колыме, в Якутии и т.д.) по зимнику забрасывают на базы экспедиций горючее, снаряжение, продукты.

Кандидат геолого-минералогических наук, доцент Татьяна Майорова рассказала, в СГУ им. Питирима Сорокина на кафедре геологии профессиональный праздник «День геолога» отмечается ежегодно со времени появления кафедры, т.е. с 1997 года. Мероприятия проходят в различных форматах – торжественные собрания совместно с коллективом Института геологии, КВН, встречи выпускников, конкурсы на лучшую студенческую группу и т.д.

фото 1

 

— Неизменным мероприятием всегда была и остается подготовка студентами отчетов по учебным и производственным практикам, в которых они принимали участие прошедшим летом. Для подготовки профессиональных геологов, которые после окончания вуза будут заниматься составлением геологических карт различных территорий, поисками, разведкой и добычей полезных ископаемых, важнейшей составляющей обучения являются сначала учебные полевые, а на старших курсах – производственные практики, —  отмечает Татьяна Майорова.

Геологические практики (учебные и производственные) проводятся после каждого года обучения.

После первого курса студентов ждет первая геологическая практика продолжительностью  три недели. Геологи выезжают в Крым на учебно-научную базу им. А.А.Богданова геологического факультета МГУ. Студенты учатся проведению маршрутов, описанию горных пород и их разрезов, ведению полевого дневника, отбору и документации образцов, написанию геологического отчета.

В июле, после второго курса проводится геолого-съемочная практика, её продолжительность три недели. Студенты проходят ее на поднятии Джеджимпарма, которое находится в Усть-Куломском районе Республики Коми. Здесь они уже обучаются элементам геологического картирования, составлению геологической карты, самостоятельно проходят геологические маршруты, ведут документацию обнажений, отбирают образцы, пишут геологический отчет. На этой практике им предлагаются самостоятельные темы со сбором каменного материала для будущей курсовой работы. Выполнив самостоятельную тему исследований, студенты уже могут подготовить научную публикацию и выступить с ней на конференции «Геолого-археологические исследования в Тимано-Североуральском регионе», которую ежегодно в октябре проводит Сыктывкарский университет (Институт естественных наук, кафедра геологии) в содружестве с Институтом геологии Коми НЦ УрО РАН и ИЯЛИ РАН.

После третьего курса (бакалавры) и перкого курса (магистры) студенты проходят производственную практику продолжительностью 8 и 10 недель. Здесь они работают в экспедиционных (полевых) отрядах профильных геологических организаций – производственных или академических, выполняют конкретные геологические задачи в качестве помощников геологов – участвуют в проведении маршрутов, отборе и документации образцов. Одной из важнейших задач во время производственной практики является сбор геологического материала для написания выпускной квалификационной работы (бакалаврской или магистерской).

фото 2

фото 3

Студент четвертого курса Степан Терентьев рассказал, что за годы учебы успел съездить побывать в разных интересных для геологов местностях. После третьего курса в рамках производственной практики он посетил Средний Тиман, Четласский камень, был маршрутным рабочим на трёх опорных участках: Бобровая, Мезень и Косью.
— Все летние практики оставили в памяти хорошие впечатления. Записей никаких не вели, просто помогали геологам в отборе образцов, готовке еды, в разбивке лагеря и в прочем деле. На ней же нам удалось найти жильный кварц, метаморфит с магнетитом с черными кристалликами, также случайно наткнулись на старую штольню с радиоактивными кварцитами. Бригада из Питера, работавшая параллельно, нашла 6 алмазов, — поделился впечатлениями Степан Терентьев.

фото 4

Студенты в разные годы проходили производственную практику в геологических отрядах Института геологии Коми НЦ УрО РАН, ЗАО «МИРЕКО», ООО «Комигеология», ООО «Кратон», ООО «Голд Минералс», «Комимелиоводхозпроект», НИиПИ «ПечорНИПИнефть» (Усинск), Сыктывкарской проектно-геологической партии, ОАО «Чаунская экспедиция» и многих других.

Территориально студенты кафедры геологии работали как в пределах Республики Коми – на Полярном, Приполярном и Северном Урале, Северном, Среднем и Южном Тимане, так и в других регионах России – Чукотке, Камчатке, в Якутии.
Студент четвертого курса Андрей Костин после третьего курса ездил на Северный Тиман,  побережье Баренцева моря, и во время палеонтологических раскопок попал в серьезное туристическое приключение.
 фото 5

— Во время летней практики мы повидали очень красивые места. Прошли много геологических маршрутов, научились описывать обнажения, отбирать образцы, писать отчеты, а в конце практики ходили в самостоятельный маршрут и после сдавали зачет! Заброска на Северный Тиман производилась на вертолете, а затем мы сплавлялись по реке к морю. По пути описывали обнажения, собирали образцы. Целью экспедиции были палеонтологические раскопки – искали остатки древних рыб и растений, девонского возраста (примерно 370 млн. лет). Нашли очень ценные образцы, некоторые из них известны в мире в небольшом количестве, и для науки несут очень большой вклад. Жили в палатках, любовались нетронутой природой. Видели много птиц и животных, которых не встретишь в наших краях. Но нам не удалось завершить маршрут, так как ночью налетел шторм и разорвал наши палатки, нам пришлось в экстремальных условиях возвращаться в базовый лагерь, а затем уже и вылетать домой. В общем, я считаю, что экспедиция удалась, не смотря на некоторые проблемы. Если все получится, то в этом году постараюсь попасть туда еще раз! – рассказал Андрей Костин.

Надежда БРЫЗГАЛОВА

Фото автора

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.