В четверг, второго марта, в рамках образовательного проекта «PR-движение» в СГУ им. Питирима Сорокина состоялась дискуссия на тему «Троллинг: свободное мнение или интернет-хамство?». Студенты, преподаватели и республиканские эксперты в области рекламы и PR обсудили, что такое троллинг, как с ним работать и как на него реагировать.

Дискуссия на тему троллинга — первое мероприятие в рамках стартовавшего на базе СГУ им. Питирима Сорокина республиканского образовательного проекта «PR-движение». Он будет развиваться по двум направлениям: дискуссионная площадка и мастер-классы от практикующих специалистов в области пиара и масс-медиа. Куратором и организатором проекта и первой дискуссии выступила ведущий специалист в области PR-технологий и политических коммуникаций, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью СГУ им. Питирима Сорокина Эльвира Илатовская. Кроме того, в числе организаторов преподаватели кафедры рекламы и связей с общественностью и сотрудники управления по связям с общественностью вуза. 

В число экспертов вошли пресс-секретарь Коми филиала ПАО «Ростелеком» Светлана Соколова, руководитель пресс-службы Главы республики Роман Квашнев, главные редакторы информагентств «БНК» — Елена Мезенцева и «Комиинформ» — Татьяна Галингер, а также редактор интернет-портала «7х7» Елена Соловьева

Кроме того, экспертами выступили старший помощник прокурора Коми по взаимодействию со СМИ и общественностью Наталия Спиридонова, психолог, бизнес-тренер, учредитель центра «Интеллект» Анжелика Горбунова, сыктывкарский предприниматель Игорь Филиппов. СГУ им. Питирима Сорокина представили руководитель лаборатории «Сталкер», преподаватель кафедры защиты информации Алексей Берш, завкафедрой русской и общей филологии Татьяна Бунчук и завкафедрой связей с общественностью и рекламы Ирина Лейман.

В рамках дискуссии представители профессионального сообщества вместе с экспертами и студентами обсудили, что такое троллинг, как с ним работать и каким образом на него реагировать. Главной задачей встречи стала выработка общих рекомендаций и методов борьбы с троллингом, которые будут предложены пиар-сообществу и журналистам. 

Перед дискуссией в социальных сетях ВКонтакте и Facebook организаторы провели опрос на тему «Как вы относитесь к комментариям?» 36% из 493 респондентов посчитали их возможным выражением мнения, отметив, что часто комментируют различные записи в Интернете; 34% признались, что всегда читают комментарии; 16% — не обращают на них внимания, а 14% придерживаются позиции, что комментарии – удел троллей. 

Первым свою позицию по поводу троллинга выразил Игорь Филиппов. Он рассказал, как после размещения материалов в СМИ о нескольких проектах, в которых он принимал непосредственное участие, появлялись нелицеприятные критические комментарии. Он считает, что они могли сформировать неверное общественное мнение, хотя проекты были направлены на благо общества. 

Роман Квашнев отметил, что троллинг – это одно из направлений критики, но не одно и то же. И это не обязательно хамство. Троллинг может быть тонким и даже доставлять удовольствие. 

В этом его поддержала главный редактор агентства БНК Елена Мезенцева. 

— Троллинг относится к искусству, он близок к игре. А хамство, которое регулируется Уголовным кодексом, — уже другое явление. С тонким, изящным троллингом на наших площадках люди практически не сталкиваются. Как правило, мы имеем дело с отвратительной, непонятной грызней, матами и прямыми оскорблениями. Такие люди либо чувствуют себя одиноко, либо не знают Уголовный кодекс, — сообщила журналист. 

Ее коллега, главный редактор ИА «Комиинформ» Татьяна Галингер, рассказала, что долгое время на государственном сайте не было возможности оставлять комментарии под новостями. Но обратная связь с читателями нужна, поэтому такая функция появилась. Сначала люди комментировали осторожно, но потом пошел такой поток комментариев, что уследить за ним силами двух редакторов было невозможно. Учитывая, что за их содержание ответственность несет редакция, сначала решили эту функцию убрать. Но через две недели вернули читателям эту возможность с условием регистрации и премодерации. Сейчас можно зарегистрироваться на сайте, и комментарии будут появляться сразу. Либо оставаться анонимом, но тогда комментарии сначала будут проходить премодерацию. 

— Мы пошли на этот шаг, даже понимая, что рейтинги упадут, — сказала она. 

Главред Комиинформа подчеркнула, что на сайте госагентства не допускаются к публикации оскорбления и переходы на личности. А здоровая критика на государственном портале есть. 

Редактор оппозиционного портала «7х7» Елена Соловьева, на котором, кстати, тоже включена функция регистрации и премодерации, напомнила о главном правиле: «Не кормить троллей». И заметила, что хамства в интернете стало меньше, сейчас это строго регулируется законом. Есть еще одна проблема — забалтывание, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативное отношение к какому-либо явлению. 

Пресс-секретарь Коми филиала «Ростелекома» Светлана Соколова отметила, что компания следит за отзывами о себе в соцсетях. Если кто-то их критикует, то всегда спрашивают у человека, чем конкретно он не доволен и что они могут сделать. Если он отвечает, то стараются решить проблему. Если нет, значит, это просто тролль, на которого не стоит обращать внимания. Она отметила, что троллинг такой большой организации не страшен. Но при этом всегда следует помнить, что комментарии могут читать впечатлительные люди, у которых на фоне переживаний могут случиться психологические травмы и ухудшиться состояние здоровья. 

В свою очередь, Р. Квашнев рассказал о троллинге представителей власти. По его наблюдениям, он ничем не отличается от троллинга обычного человека. Но если рядовой житель может ответить обидчику, то представитель власти по определенным причинам этого сделать не может. 

— Троллинг – это увлечение, которое, как и все другие увлечения, будь то панк-культура или что-то еще, закончится. Это просто нужно пережить, — уверен пресс-секретарь главы Коми. 

Психолог Анжелика Горбунова по роду своей деятельности работает с последствиями троллинга – оказывает помощь людям, пострадавшим от вербальных кибератак. 

Она считает, что критику и троллинг нужно различать по целям, которые они преследуют. Критика – это высказывание мнения, троллинг же направлен на уничтожение. 

— Но считать ли троллингом острые шутки? — задала вопрос психолог. 

Она считает, что человеку присуще желание самовыражаться, поэтому троллинг будет всегда. И к нему надо относиться позитивно. 

— Если вас троллят, значит, вы чего-то стоите. Любите троллей, — пожелала психолог. 

Е. Соловьева не согласилась с мнением, что целью троллинга является уничтожение. Скорее это относится к так называемому «заказному троллингу». Зачастую, по словам журналиста, троллят для «чисто поржать». 

Завкафедрой русской и общей филологии Татьяна Бунчук предложила разобраться с самим понятием троллинга, что это такое и что к нему можно относить. Само слово произошло от вида рыбалки. То есть человека пытаются поймать на удочку. Она уверена, что не надо разделять интернет-хамство и бытовое. В конечном счете, все зависит от культуры человека. 

— Если кто-то хочет тебя обидеть, значит, ему еще хуже, — процитировала Конфуция филолог. 

Старший помощник прокурора РК по взаимодействию со СМИ Наталия Спиридонова напомнила присутствующим об ответственности за оставленные комментарии. За унижение чести и достоинства предусмотрена административная ответственность, а за клевету — уголовная. Но здесь нужно понимать, где допустимая критика, а где — оскорбления. И признала, что это сложный вопрос, поэтому зачастую работники прокуратуры обращаются за помощью к лингвистам. 

— Заявитель как минимум должен предъявить скриншот оскорбившего его комментария. А дальше дело техники, — отметила представитель прокуратуры. 

На вопрос представителя Коми республиканской филармонии «Как реагировать на троллинг в комментариях?» Алексей Берш ответил афористично: «Никогда не спорь с идиотами». 

Кроме того, специалист по информационной безопасности Алексей Берш подчеркнул, что в 80% случаев людей, наследивших в интернете своими высказываниями, вычисляют. 

Высказывались по поводу троллинга и студенты. 

— Почему нас должно волновать мнение какого-то «левого» человека, который нам не родственник и не начальник? — озвучила вопрос — призыв студентка-журналистка СГУ им. Питирима Сорокина Дарья Максимова. Этот то ли вопрос, то ли призыв эксперты оценили аплодисментами.

Михаил, студент первого курса направления «Реклама и связи с общественностью» утверждал, что троллинг – это интернет-хамство. Дарья, студентка второго курса этого же направления, придерживается мнения, что нельзя игнорировать любые оскорбления в сторону организации, в которой учишься или работаешь. 

Встреча транслировалась в прямом эфире, благодаря чему поучаствовать в дискуссии удалось агентству «Перцы» Ухтинского технического университета. Сыктывкарский университет связался со студентами по скайпу. Позиция ребят была следующей: троллинг в настоящее время уже не актуален, поэтому не подлежит обсуждению. 

— Я увидела много интересных людей, услышала различные мнения касательно проблемы троллинга. Некоторые мои взгляды после встречи перешли в иную плоскость. Насколько дискуссия повлияла на студентов – не могу сказать, но, надеюсь, ребята сделали определенные выводы по поводу уровня культуры человека, — поделилась впечатлениями пресс-секретарь «Ростелекома» Светлана Соколова. 

В конце встречи Эльвира Илатовская подвела итоги, выделив общие рекомендации и методы борьбы с троллингом: противостоять атаке троллей; мониторить точки атаки; прописывать на сайтах правила поведения; использовать инструменты наказаний (бан); «не кормить троллей» и сохранять спокойствие; писать в ответ «хватит троллить»; обратиться за помощью к модераторам; попросить других пользователей написать положительные отзывы; вывести троллей из анонимности; указать на меры юридической ответственности. 

— Остались приятные впечатления от сегодняшней встречи. Студенты, конечно, подключились к дискуссии только во второй половине, но все равно радует, что мы их «разбудили», получили от ребят ответную реакцию на проблему. Нам наконец-то удалось собрать на одной площадке не только студентов и преподавателей, но и экспертное сообщество из области масс-медиа, и поговорить о тех явлениях, которые находятся на поверхности. Мы обсудили то, что волнует здесь и сейчас, — прокомментировала Эльвира Илатовская. 

Запоминающимся моментом дискуссии стало награждение студента, выразившего самую нестандартную точку зрения. Приз от компании «Ростелеком» — термометр Галилео Галилея достался Дарье Максимовой. 

Подобные встречи в рамках проекта «PR-движение» планируют проводить ежемесячно. Мастер-класс на тему «Пиарщик: слуга или помощник?» состоится 10 марта в 16:00 в 411 аудитории главного корпуса СГУ им. Питирима Сорокина. В роли спикера выступит бизнес-тренер Всеволод Хорунжий

Юлия КУЗНЕЦОВА 
Фото Лидии ЧИПСАНОВОЙ 

*** 
Троллинг – это процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтной обстановки путём нарушения правил этического кодекса интернет-взаимодействия. Главная цель троллинга — привлечь других пользователей к дискуссии с помощью сообщений саркастического, провокационного, подстрекательского или юмористического содержания. 

Проект «PR-движение» направлен на создание единого регионального коммуникационного пространства для специалистов в области связей с общественностью, масс-медиа и для студентов вузов республики – будущих специалистов в этой области. Образовательный проект стал продолжением первого регионального конкурса студенческих проектов в области общественных связей «PR-движение», прошедшего в декабре 2016 года в Сыктывкаре. 


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.