25 октября в ИГН состоялась мультимедийная лекция – шоу доцента кафедры журналистики Алексея Бешкарева. Студенты познакомились с этапами развития космической фантастики в новом формате – кинолекции и узнали, как снимали первые фильмы о космосе.
Лекция «Образ космоса в мировой экранной культуре от Жоржа Мельеса до «Интерстеллара»» прошла в необычном формате мультимедиа-лекции. Встреча собрала не так уж и много слушателей, но посетившие ее студенты и преподаватели ИГН получили массу полезной информации об эволюции космической фантастики в книгах, кино и музыке.
Алексей Александрович начал рассказ с Библии, а закончил шедеврами киноиндустрии ХХI века.
С открытием телескопа и микроскопа человек задумался о своем месте в огромной вселенной. Неизведанность бесконечного космоса привлекала внимание каждого. Ключевые романы ХIX века «С Земли на Луну» (1865) Жюля Верна, «Война миров» (1897) Герберта Уэллса – дали толчок развитию кино. Несмотря на разнообразие научной фантастики, наибольший интерес возникает именно к космосу. Знаменитое «Путешествие на Луну» (1902) французского режиссера Жоржа Мельеса считается одним из первых в истории научно-фантастических фильмов.
Во время Второй мировой войны США, занимающая нейтральную сторону, подхватила тему развития массовой культуры через космос и старалась отвлечь общество от тягот и страданий.
20-ти минутные телесериалы в то время снимали в прямом эфире, это усложняло работу актеров, но не снижало популярность выпусков. В главной роли были бесстрашные космические герои. Они живут в лучшем будущем, обычно наделены сверх-способностями. Такие персонажи, как Бак Роджерс или Флеш Гордон, освобождали людей от фрустрации военного времени и вселяли надежду. Их врагами были люди с необычной внешностью, тяготеющей к азиатской, что отмечало страх ко всему чужому у американцев. В 20 — 30 годы кинофантастика ориентирована на взрослую аудиторию.
В 50-е годы – время Маккартизма, американского сенатора, который затевает погоню за инакомыслящими, развивает тему шпионов среди нас. Это время мифов о пришельцах и захватчиках. Также изобретение телевизора-«черного глаза» начинает воздействовать на сознание людей и лишает их свободы. У инопланетян появляются большие головы, глаза, которые подчеркивают их гипнотический эффект. После испытаний в Японии атомных бомб стало ясно, что у человека есть источники невероятной энергии, которые можно использовать в разных целях, не все последствия ясны. Радиация приводит к мутациям и это дало новый толчок в развитии кинофантастики.
Основной силой в борьбе со злом в фантастических киносериалах становились дети. Они первые замечают, что взрослые ведут себя странно, потому что в их тела вживлены инопланетные чипы. В картинах дети борются со злом, которое не под силу устранить даже взрослым. Они лучше понимают инопланетян и совершают верные поступки.
Романтический настрой 60-х годов Джо Мика и музыкальной группы «Tornados» сменяется спадом. Но на фоне неудавшихся картин, фильм Джорджа Лукаса «Звездных войн», вышедший в 1977 году, занял самые высокие позиции в рейтингах популярности и вселял обществу «новую надежду». Серьезное внимание к космической фантастике обеспечило хорошее финансирование и возможность к совершенствованию кинодекораций.
В ХХI веке главный герой – обычный человек, оружием которого является его острый ум. Он в одиночку пытается найти правильный путь и спасти все человечество от гибели. Высокотехнологичные новинки – «Интерстеллар» (2014) Кристофера Нолана и «Марсианин» (2015) Ридли Скотта заставляют задуматься о серьезных проблемах, в которые трудно поверить даже современному человеку.
– Большое спасибо всем, кто пришел! Жанр космической фантастики мне, действительно, очень близок. Хорошие фильмы есть в каждом десятилетии, но самый любимый остается «Солярис» (1972) А. Тарковского, – признался Алексей Бешкарев.
Познакомиться с интересной презентацией можно по ссылке.
Ольга ШАШЕРИНА
Фото Екатерина РЕЧКОВА