Что хорошего в профессии учителя, как закончить иняз и не сойти с ума, можно ли усовершенствовать свой английский всего за три месяца? Опытом делится собеседник редакции ИА VERBUM.

Денис Мостовик, выпускник СГУ им. Питирима Сорокина,

преподаватель СОШ №25 и языковой школы «I speak».

— Денис, расскажите, откуда у вас такая тяга к иностранным языкам? Со школьной скамьи?

— Всё как-то сложилось само собой. Вообще мои родители очень хотели, чтобы я и мой брат-близнец знали иностранные языки. Я учился в гимназическом классе с уклоном на иностранный язык. Английский я начал изучать с первого класса. С пятого – французский. В школе, помимо уроков, мы занимались в кружке «Лингва». Я помню, что мне очень легко давался язык. Я самостоятельно читал несложную литературу, смотрел фильмы на иностранном языке. Но ещё больше в процесс обучения я погрузился уже в институте.

— Почему вы решили продолжить обучение в педагогическом институте (ныне входит в состав СГУ им. Питирима Сорокина) на факультете иностранных языков?

— На самом деле, когда я поступал, у меня не было желания преподавать. Тогда я не думал, что я стану учителем. Мной двигала мечта о путешествиях. Я хотел выучиться и увидеть мир.

1 1

— Почему выбор был сделан в пользу сыктывкарского вуза?
— Я знал, что у нас здесь очень неплохая языковая подготовка. А ещё мне повезло попасть в группу на первый курс к очень хорошему педагогу Ольге Юрьевне Захаровой. Она работает и сейчас.

— Вспоминаете ли вы студенческие годы и что именно вы вспоминаете?
— За время первых двух курсов, честно скажу, вспоминать особо нечего. Я полностью отдавался учёбе. Я жил по определённому расписанию: учёба с восьми утра и до двух, трёх часов дня, потом я приходил домой, кушал, спал час-полтора, и, начиная с шести вечера до двух-трёх часов ночи, я занимался, делал домашние задания, что-то изучал дополнительно. На следующий день снова вставал в семь и опять всё начинал по кругу.

— Наверное, вы были отличником?
— Нет. На инязе немного отличников, происходит большой отсев, учиться очень сложно.

— К чему быть готовыми абитуриентам, которые хотят поступать в институт иностранных языков?
— Всё, что я расскажу, абитуриента может отпугнуть. Обучаясь в этом институте, не ждите никакой халявы. Вот, к чему нужно быть готовым. Если вы решили изучать иностранные языки, то придётся попотеть. На мой взгляд, все остальные направления обучения не идут ни в какое сравнение. График на инязе будет жёстким. Только домашнее задание – это минимум два-три часа каждый день.

4 1

— Как вам удавалось справляться с таким объёмом?
— Постепенно я научился тайм-менеджменту. Нужно уметь чётко расставлять в учебном и рабочем графике все свои дела. Если от задач уже кипит голова, нужно использовать ежедневник, расписывать всё по полочкам, ничего не пропускать и не забывать. У нас на учёбе было так: пропустил — значит вылетел.

— Когда и почему вы решили стать учителем?
— Всё началось с практики. Её я проходил в родной 25 школе. Провёл уроки, классные часы, всё, как требовалось, и понял, что это не очень-то и сложно. Поработать в качестве учителя мне предложила моя завуч, при которой ещё я сам учился. Мне рассказали, какая будет зарплата, какая нагрузка, и меня это устроило. На ставке 27-30 часов у учителя примерно пять уроков в день. Это немного. На любой другой работе нужно находиться с девяти до шести, есть только час на обед, всё остальное время приходится сидеть в офисе или что-то делать руками. Это всё тяжело, сложно. А у нас что? Белый труд. В первую смену пять уроков – это занятость всего лишь до часу дня. В свободное время можно заняться репетиторством где-то ещё. Учитель сейчас — это не такой уж и бедный человек. Я сужу по себе. С подработками спокойно можно достойно жить.

— Не пугали мнения, что профессия учителя не престижна?
— Меня, например, это не волнует. Возможно, некоторые мои ученики думают именно так. Конечно, это плохо, что есть подобные мнения. Но сейчас дела в педагогической отрасли обстоят совсем не так. Если трудиться, то всё будет в шоколаде (смеётся). Кстати, многие из моих одногруппников тоже работают в школе.

2

— Удаётся находить общий язык с детьми?
— В основном у меня пятые, шестые, седьмые классы. Но во время замен приходится работать и со старшеклассниками. Конечно, с ними легче. Девятый, десятый, одиннадцатый класс — это уже взрослые люди, которые всё понимают, не бесятся, работают на аттестат. Самые сложные — это мои классы: шестые, седьмые. Но, проработав два года, я уже получил хороший педагогический опыт. Просто нужно понять детскую психологию, то, почему они себя так ведут, чего они хотят. Какие-то вещи нужно сразу резко пресекать.

— Вы строгий преподаватель?
— Все мои ученики говорят, что я — добрый учитель. На это я всегда отвечаю: «Если вы будете пользоваться моей добротой, то вам будет плохо». На самом деле все дети боятся двоек, боятся реакции родителей, но никогда это не показывают.

— А что вам нравится в этой профессии?
— Мне нравится видеть результат. В языковой школе «I speak» всё происходит быстрее. Потому что сюда ходят люди замотивированные. Через три месяца уже есть хороший результат. У тех, кто действительно занимается. В школе, конечно, результат заметен чуть позже. К концу учебного года уже видно, как дети выросли в своих знаниях.

— Какие качества должен иметь хороший преподаватель, учитель?
— Он должен быть терпеливым, понимающим, должен знать свой предмет. Нужно действительно быть профессионалом высокого уровня. То есть не только работать по одной и той же учебной программе, но и самому постоянно развиваться.

3

— А что труднее: учить других или учиться самому?
— Учиться самому. Например, если сравнить 40 минут, которые ты сидишь на учёбе или сам проводишь урок. Когда ты учишь, это время пролетает, как 15 минут. Когда тебя учат, в какой-то момент начинает закипать мозг. Поэтому в этом плане учить мне легче.

— Какие методики обучения вы используете?
— Методик очень много. В «I speak» мы делаем упор на говорение. То есть нам важно научить ученика говорить и говорить грамотно. Я жёстко большим куском даю грамматику, делаем кучу упражнений. Одновременно с грамматикой мы начинаем говорить. У нас есть домашнее чтение, мы смотрим фильмы, сериалы, видеоролики, устраиваем дискуссии на какие-то темы, когда ученик уже старается выстроить фразу из тех слов, которые он знает на данный момент. Сперва начинаем с коротких высказываний. Потом словарный запас пополняется. Недавно с учениками прочли несколько глав «Алисы в стране чудес». Общались по прочитанному материалу. За все полтора часа я говорил всего минут пять. Я просто задавал наводящие вопросы, чтобы дать пищу для размышлений. Ученики уже сами спорили между собой, друг у друга что-то спрашивали. В школе немного по-другому. У школьников нет такой мотивации. То, что в «I speak» — три месяца, в средней школе – три года. Там всё медленней, постепенней.

— На ваш взгляд, что эффективней: учиться так на курсах или, сидя дома, заниматься самообразованием?
— Эффективно и то, и то. Если просто учиться в группе и дома ничего не делать, то не будет большого толка. Если дома заниматься самостоятельно, то можно никогда не научиться говорить. Да, вы будете разбираться в языке, будете знать грамматику, но как научиться говорить самому? Самое идеальное — совмещать самостоятельную работу дома с работой в группе. Даже индивидуальное обучение не настолько эффективно, чем групповые занятие с четырьмя учениками, когда можно, например, организовать работу в парах.

 9 1

— Самому интересно ещё какой-то язык изучить?
— Да, я всё хочу изучить испанский язык, и теперь пришёл к тому, что хочу изучить французский, но пока на это времени у меня вообще нет.

— А случались ли в жизни какие-то нестандартные ситуации, когда язык вам реально помог?
— В путешествиях язык нужен постоянно. Например, в Швейцарии нам предстояло сделать пересадку, там у них огромнейший аэропорт, без знания языка мы бы, наверное, не добрались до другого терминала. Нужно было проделать кучу пути. Приходилось у всех переспрашивать. Очень часто знание языка помогает в Интернете. Я читаю новости, смотрю фильмы на иностранным языке. В оригинале всё выглядит интересней. Да и юмор понятней. Вообще со знанием иностранного, в частности английского языка, открывается масса возможностей. Например, возможность изучения других культур. Сейчас очень много видео, литературы на английском, которые не переводятся на наш язык. Ну и, конечно, с такими знаниями вы становитесь более конкурентоспособными на рынке труда. Пример моего брата. Он работает в Санкт-Петербурге в компании Siemens. Недавно вернулся из Германии, где пробыл полгода. Если бы он не знал язык, его бы туда не взяли.

— Какой совет вы можете дать тем, кто в данный момент занимается изучением английского языка?
— Смотреть всё, что интересно, всё, что угодно, на иностранном языке. Например, свой любимый сериал. Сезон посмотрите, и уже кучу выражений узнаете. Смотреть нужно только на английском и с английскими субтитрами. Если что-то непонятно открываете словарик, онлайн-переводчик. Для того чтобы слово запомнилось, оно должно вам встретиться 5-6 раз. Но не нужно зубрить. Надо больше смотреть и читать. Что-нибудь более современное. Главное, чтобы было интересно именно вам.

Фотографии предоставлены языковой школой «I speak»


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.