Всё больше людей открывают для себя комиксы как неиссякаемый источник фана и интересных историй.
Мы побеседовали с соучредителем первого магазина комиксов в Коми — Константином Поповым. «Komi Komix» был основан в 2013 году. В это время индустрия комиксов в России как раз начала активно развиваться. Раньше комиксы можно было приобрести только в крупных городах Москве, Питере. С началом второго десятилетия XXI века — новой волны популярности комиксов — в самых разных уголках нашей страны стали открываться магазины, специализирующиеся на комиксах и гик-атрибутике. Бешеной популярности рисованных историй во многом способствовала студия Marvel, экранизировавшая свои комиксы про супергероев, а также различные сериалы и видеоигры. Вы можете даже не догадываться о том, что первоисточником вашего любимого фильма, телесериала или игры был комикс.
Мир комиксов огромен. Это не только истории про американских супергероев. В Европе, например, культура комиксов развита достаточно широко, многие авторы внесли неоценимый вклад в мировую историю комикса, а их работы стали классикой жанра. Серия комиксов «Приключения Тинтина» бельгийского художника Эрже, главным героем которой является репортёр Тинтин — одна из популярнейших в Европе. Что насчет японской культуры рисованных историй? Манга «Атака на титанов» про борьбу с великанами-людоедами — одна из самых успешных и продаваемых в мире.
— Поговорим о том, с чего начинался «Komi Komix». Как пришла идея открыть магазин комиксов?
— Мы просто загорелись идеей создать магазин комиксов в Сыктывкаре, и сейчас «Komi Komix» пока что единственный в своём роде. Первое, что пришло в голову — открыть что-то связанное с гик-культурой. Само решение создать магазин комиксов было просто выводом. Остальное либо ещё не так развито, чтобы предлагать это аудитории, либо уже заезженно. Ну, или это слишком крупные проекты для Сыктывкара.
— Как придумывали название?
— Мы как «Mortal Kombat»: в названии намеренно допущена орфографическая ошибка. Слово «Combat» («битва») пишется через «C», а не через «K». У нас, если так подумать, их даже две: ведь правильно было бы «comics». Мы решили отталкиваться от того, что сам магазин находится в Коми. А в итоге нам просто понравилось, что оба слова начинаются с «K».
— Рассмотрим ближе то, что вы предлагаете своим покупателям. Какие комиксы пользуются популярностью?
— Комиксы про Дэдпула и «Скотт Пилигрим против всего мира» Брайана Ли О’Мэлли. Комиксы, по которым были сняты фильмы и мультфильмы, пользуются особой любовью у покупателей. Их часто узнают: «О, этот фильм скоро выходит! Будет круто прочитать ещё и комикс!». Сейчас даже появилась такая практика у издателей — прилагать афиши ближайших премьер. У нас, кстати, помимо комиксов есть ещё раскраски антистресс, календари и плакаты с популярными персонажами, деревянные значки. Много всего интересного!
— Как часто пополняется ассортимент?
— Раз в неделю в магазине появляется что-нибудь новенькое.
— На что делаете ставку: на популярных персонажей или на новые истории и не слишком известных авторов?
— Пытаемся возить всё, от американских комиксов про Дэдпула до шведского андеграунда. В магазине представлены почти все известные мировые издательства: IDW, Image Comics, Marvel, DC, Dark Horse, Vertigo. Есть даже русские Bubble и Комикс Паблишер. Каждый комикс найдёт своего читателя.
— Говоря о конкуренции, существуют ли сегодня в городе другие магазины, предлагающие те же услуги, что и вы?
— Коллекционные издания, графические романы и мангу можно найти и в книжных магазинах. Однако у нас и ассортимент шире, и пополняется он чаще. А ещё нам важна сама атмосфера в магазине и контакт с покупателем.
— А какая она, атмосфера в магазине?
— Все, кто к нам приходят, в курсе событий в индустрии видеоигр и гик-культуры. Все достаточно дружелюбны по отношению друг к другу. А та увлечённость, за которую теперь на многих вешаются ярлыки, здесь кажется чем-то обыденным и даже родным.
— Кто чаще покупает комиксы?
— Молодёжь. Всё-таки комиксы — это недешёвое удовольствие. Самая низкая цена на комикс в нашем магазине 100 рублей. Самым дорогим изданием была «Энциклопедия MARVEL», её недавно купили. В среднем же комикс стоит 400 рублей.
— Расскажи о планах на будущее. В каких направлениях будете развиваться?
— Собираемся расширять ассортимент, завозить больше оригиналов, создать интернет-магазин.
— Ну и напоследок, Костя, назовёшь свои любимые комиксы?
— «Хранители», «Убийственная шутка», «Возвращение Тёмного рыцаря». Ещё мне нравятся «Песочный человек» и «Изгой». И, конечно же, «Константин»! И вообще я люблю всё от издательства Vertigo.
ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН (GRAPHIC NOVEL) — комиксы, предназначенные для более серьезной (взрослой) аудитории. Они выполняются одной командой художников от начала и до конца и представляют собой отдельную полноценную историю. Графическими романами являются, например, произведения «Хранители» Алана Мурра и «Город Грехов» Фрэнка Миллера.
МАНГА (MANGA) — японские чёрно-белые комиксы, которые читаются справа налево. Манга имеет огромное деление на виды и подвиды, от детских историй до 21+.
ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА (FOURTH WALL / BREAKING THE FOURTH WALL) — приём, который позволяет герою вести себя так, будто он знает, что находится в комиксе и что кто-то читает о его похождениях. «Дэдпул» — один из самых известных комиксов, использующий такой приём.
Кристина ВАКУЛИНСКАЯ
Фото автора