Кинорежиссёр Вадим Абдрашитов представил сыктывкарцам фильмы, снятые студентами его режиссёрской мастерской во ВГИКе.
Вадим Юсупович Абдрашитов в киноискусстве с середины семидесятых годов. За его плечами Всесоюзный (тогда) Государственный институт кинематографии, который он окончил в 1974 году и в котором ведёт курсы в качестве мастера по сей день.
На встрече режиссёр вёл речь главным образом о молодых российских режиссёрах. Главной проблемой молодых ребят, приходящих после школы на первых курс ВГИКа, он отметил недостаточность жизненного опыта, уровня культурного развития и, следовательно, некоторой мудрости. Чтобы наверстать упущенное, говорил Вадим Юсупович, приходится уделять на первых двух курсах обучения много внимания изучению русской литературы. В общем и целом, молодому человеку необходимо много читать, чтобы набираться опыта у авторов, и, если не опыта, то мудрости.
Дело в том, что режиссура, по словам Вадима Юсуповича, есть профессия смыслообразующая. Режиссёр – это человек, который в своём произведении дает внятный посыл зрителю, чтобы тот задумался над посылом, над поставленным автором вопросом. То есть, чтобы автор сам для себя мог чётко ответить на вопрос: «О чём я хочу сказать? Про что будет мой фильм?». Для этого жизненный опыт и нужен, для этого культура отдельного человека и нужна. Художник творит из себя, а опыт и мудрость – это то, из чего его искусство произрастает.
Известный режиссёр критикует современное образование: во-первых, среднюю школу за то, что она недостаточно образует современного молодого человека, во-вторых, государственные органы, отвечающие за образование, которые не разрешают людям взрослым, опытным, получать второе высшее образование бесплатно. Второе особенно сильно бьёт по режиссуре и драматургии как специальностям, на которые можно обучаться.
Что касается процесса обучения, то Вадим Юсупович с удивлением отмечает, что в мастерских лучше себя показывают девушки, нежели юноши. Юноши – «творцы» с вечным творческим кризисом, а девушки – трудяги. Тоже тенденция, не свойственная советскому времени.
Фильмы, которые показывал Вадим Абдрашитов, сняты учениками его мастерской и крайне высоко оценены им и его коллегами. Обо всех по порядку.
Первым был «Здравия желаю!» Егора Анашкина. В фильме показан эпизод из жизни российской армии перед санитарной проверкой. Визуально фильм выдержан в стилистике советского немого кино, аудиально сопровождён музыкой Дмитрия Шостаковича. Проблема фильма, снятого в 2001 году – дедовщина и её ненаказуемость.
Следующий, «Очная ставка» Игоря Хомского, снят по рассказам Василия Быкова. Выдержанный в монохроме, больше как сериал «Ликвидация», чем как советское кино, фильм повествует об истине и порою невозможном её достижении по разным, незначительным причинам.
За ним был показан фильм «Проверка» Галы Сухановой по собственному сценарию. Фильм визуально уже более современный, с остросоциальной тематикой – любящие дети и пьющие родители.
Завершал показ и встречу с режиссёром фильм «Не понимаешь? Поймёшь!» Чжуна СокВу. Этот фильм выдержан в комическом русле. Режиссёр, судя по всему, снимал эпизод из своей жизни – иностранный студент в чужой стране, не знающий ни только её языка, но и её самых подлых нравов, попадает в разные ситуации, обретая опыт и теряя деньги.
Встреча с Вадимом Абдрашитовым прошла очень тепло и вдохновляюще, за что ему большое спасибо. В завершение хочу процитировать одну очевидную, но буквальную и верную истину, высказанную режиссёром: «Надо много работать или менять дело!». Актуально не только для режиссуры, скажу я вам.
Игорь ШОЛЕНКО
Фото Натальи РУЗНЯЕВОЙ