В субботу, 20 мая, в рамках фестиваля славянской письменности и культуры состоялся праздник поэзии народов России «Венок дружбы». Студенты-филологи 2-го курса представили стихи и произведения писателей разных национальностей нашей страны.

1

Фестиваль и праздник поэзии народов России приурочены к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Организаторами мероприятий являются Институт гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина, региональное отделение Коми Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы, а также Всероссийский Межнациональный Союз Молодежи.

— В нашей стране делается акцент на выработке местных национальных культурных политик. А русскому языку и русской культуре, которые нас всех объединяют, не всегда уделяют должное внимание. Поэтому мы предложили студентам в рамках предмета «Литература народов России» провести праздник «Венок дружбы», — рассказала доцент кафедры русской и общей филологии СГУ им. Питирима Сорокина Татьяна Канева.

2

Студенты затронули литературу одиннадцати народов России. Каждое выступление сопровождалось рассказом о биографии и творчестве известных авторов бывших республик СССР. Открылся поэтический вечер произведением еврейского поэта Семена Фруга. Студентка Екатерина представила его стихотворение «Молитва к свободе»:

«К тебе, Свобода, чья волна

Всего, что есть на свете, краше,

Обращена молитва наша,

Она от горя солона…»

3

Рассматривая литературу Республики Коми, ребята отметили, что широкое развитие она получила только после Октябрьской революции. Филологи рассказали о творчестве четырех авторов: Ивана Куратова, Виктора Савина, Анатолия Пашнева и Елены Габовой. Иван Алексеевич является основоположником литературы нашего народа, а Виктор Алексеевич был одним из зачинателей театрального искусства в Коми.

Владислав зачитал рассказ Елены Габовой «Нина Игнатьевна против Артемова». В произведении автор описала необычный спор между преподавателем и учеником.

4

Литература народов Ингушетии, Дагестана и Карачаево-Черкессии берет свои истоки в устном народном творчестве. Филологи представили произведения Саида Чахкиева «Улетают, улетают» и Халимат Байрамуковой «Некрасивых женщин не бывает».Антон рассказал о баитах —четверостишиях из татарского и башкирского фольклора. Он также зачитал легенду о храбрых детях «Сак и Сок».

5

Бурятское творчество берет начало в богатейшем наследии религиозной литературы: буддийской и шаманской. Поэт-песенник Дондок Улзытуев любил писать о природе и мире животных. Перед тем, как прочитать его произведение «На ферму я бежал за мамой…», студентка Дарья пояснила, что овца была ключевым элементом животного хозяйства у бурятов. Если она не подпускала к себе детенышей, то ее заговаривали песней.

Карельская литература зародилась в начале 20-х годов прошлого века. В ее развитие внесли вклад русские, финны и карелы. Всемирно известен эпос «Калевала», в основу которого легли карельские народные песни. Обработкой исходного фольклорного материала занимались Элиас Лённрот и Леонид Бельский. Дарья при помощи укулеле воспроизвела отрывок о мудрости Вяйнемёйнена.

6

В начале 20 века в якутской поэзии особое место занимали философские раздумья о судьбах человека и мира, выдвигались проблемы сохранения малых народов. Студент Евгений представил произведение Софрона Данилова о герое Басылае Манчары.

Рассказывая о литературе Республики Чувашия, филологи затронули творчество Мишши Сеспеля, который шел по пути имажинистов. Захар представил его стихотворение «Выдуманным глазам»:

«…В вашей глуби — как загляну —

Синей Нови цветут сирени,

И устами, к цветам прильнув,

Пью из чаши я откровений…»

7

Завершился поэтический вечер литературой Республики Тыва. Большую роль в творчестве тувинского народа сыграли сказители, которые являлись хранителями и пропагандистами мудрости и лучших традиций. Студентка Ольга представила одну из их сказок «Мудрый филин».

После праздника ребята вместе с преподавателями устроили чаепитие, где продолжили обсуждение поэзии народов России.

8

Юлия КУЗНЕЦОВА

Фото Кирилла НАЙДЁНОВА