В четверг, 30 марта Институт естественных наук СГУ им. Питирима Сорокина распахнул свои двери для абитуриентов. Будущим выпускникам школ предложили узнать об особенностях обучения в институте, посетить учебные лаборатории и побывать в зоологическом музее, чтобы узнать, как отличить аллигатора от крокодила и водятся ли в Коми фламинго. 

Профориентационная встреча началась со вступительной речи директора Института естественных наук Ирины Юраневой. Она рассказала о достижениях института за 2017 год, сотрудничестве с другими университетами России, крупными нефтепромышленными компаниями, к примеру, с ПАО «Лукойл» и перспективах развития института в будущем. Продолжила беседу с абитуриентами заместитель директора по учебно-воспитательной работе Людмила Тулаева.

Фото 1

Школьникам показали видеоролик и презентацию, где в подробностях были представлены преимущества обучения в институте: особенности каждой кафедры, научно-образовательные центры, центр учебных лабораторий и практикумов, ботанический сад,биологическая станция, зоологический музей, специализированные проекты для студентов. Кроме того, гостям рассказали о перспективах трудоустройства, количестве бюджетных мест в этом году, программе двойных дипломов, санатории-профилактории, а также о множестве других полезных для будущих студентов вещей.

Фото 2

Дальше слово предоставили экспертам. Старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования Надежда Колегова и доцент кафедры химии Людмила Тулаева проконсультировали десятиклассников по заданиям, структуре, критериям оценивания и изменениях на 2017 год в предстоящем ЕГЭ.

Фото 3

На этом лекция закончилась. Следующим пунктом программы стало посещение учебных лабораторий института. Доцент кафедры экологии Сергей Плюснин провёл краткий экскурс по генно- и экотоксикологической лаборатории и именной лаборатории биотехнологий (ОАО «ЛУКОЙЛ-Коми»).

— В данный момент в лаборатории мы испытываем различные формалистические препараты и биологически активные вещества на предмет того, как они влияют на продолжительность жизни, в том числе, выделяем вещества из растений и следим за тем, насколько они стрессоустойчивы при разных температурах, – пояснил доцент кафедры экологии.

Фото 4

Слушателям в подробностях рассказали о возможностях приборной базы в лабораториях. Наибольший интерес вызвал наглядно продемонстрированный опыт над различными жидкостями, содержащими белок, с использованием центрифуги для отделения жидких субстанций и дальнейшей работы с образцами.

Фото 5

Завершающим этапом знакомства с институтом стала экскурсия по зоологическому музею.

— Музей был основан в 1972г. У нас представлена фауна, как Республики Коми, так и всего мира: акула, крокодил – все они все подарены нашему музею. Наше знакомство мы начнем от самых примитивных многоклеточных и продолжим до высокоорганизованных животных, – начала экскурсию Григорян Людмила Анатольевна, сотрудник зоомузея.

Путешествие началось с многоклеточных организмов. Экскурсовод рассказала об обитателях водной фауны. Одним из ярких ее представителей являются губки. Примечательны они тем, что очищают водоём от загрязнения.

Фото 6

Экскурсия плавно переместилась к кишечнополостным: коралловым полипам, гидре и медузам. Способы питания медуз отличаются, так как не все из них содержат стрекательные клетки с ядом для обездвиживания добычи. Интересной особенностью является и то, что максимальная глубина нахождения этих представителей морской фауны соответствует глубине проникновения солнечного света.

Фото 7

Дальше школьников ждала огромная коллекция плоских червей, разделённых на разные группы: от ресничных, обитающих в водоёмах и влажной почве, до паразитических сосальщиков и ленточных червей. Последние для своего обитания выбирают внутренние органы различных животных и человека. На этом же этапе экскурсовод затронул тему мер предосторожности от заражения паразитическими червями.

— Как вы можете заразиться печёночным сосальщиком? – задала вопрос экскурсовод, проверяя знания школьников.

— Если выпить некипячёную воду из пруда, – предположила десятиклассница Ульяна.

Фото 8

Закончив длительное ознакомление с червями, гости института перешли к типу членистоногих. К этому же типу относятся паукообразные, ракообразные и насекомые.  Главная особенность представителей этой группы — наличие наружного скелета с парными членистыми конечностями. Самый древний паукообразный – это скорпион, а самый современный – клещ. Особенно интересный представитель – паук-каракурт – его яд в 15 раз сильнее яда гремучей змеи. А самый большой представитель ракообразных – омар. Он достигает  60 сантиметров в длину и набирает вес до 16 килограмм. Из насекомых самые древние представители вида – тараканы и стрекозы. Особое внимание на экскурсии уделили жесткокрылым, чешуекрылым и перепончатокрылым насекомым.

Фото 9

Довольно обширно были рассмотрены жесткокрылые. Школьников спросили, каких полезных жуков они знают. Абитуриенты назвали жука-оленя, жука-навозника, жужелицу, жука-мертвоеда. Особенно детально собравшиеся поговорили о божьей коровке. Из её полезных функций слушатели выделили истребление тли. А про защитную функцию рассказали, что она связана с красным окрасом, который сигнализирует о ядовитости насекомого. Способность божьей коровки выделять яд обеспечивает ей возможность не быть проглоченной птицей, так как она при первой же попытке это сделать чувствует очень горький вкус и выплевывает жертву.

Абитуриенты узнали, что внешний вид и окраска крыльев чешуекрылых не только определяет половые признаки, но и выступает в качестве своеобразного защитного камуфляжа, позволяющего слиться с окружающей средой. Отряд перепончатокрылых – осы, пчёлы и шмели защищаются жалом, которое находится на кончике брюшка. И только оса может позволить себе использовать жало не единожды, поэтому стоит подальше держаться от осиного улья.

Фото 10

Далее абитуриентам на пути повстречались моллюски, раковины которых имеют разные расцветки. Из наиболее популярных для коллекционирования — тигровая и арабская ципрея. Панцири некоторых моллюсков особенно ценны – так, например, ракушка каури используется в качестве денег в некоторых индонезийских странах. Также было рассказано о ядовитых представителях данного вида, например, яд моллюска конуса может стать для человека смертельным.

Экскурсия длилась уже долго, и некоторые слушатели начали покидать музей. Самые же увлечённые абитуриенты были готовы и дальше отвечать на вопросы и вслушиваться в рассказы об особенностях животной фауны. Людмила Анатолиевна решила продолжить рассказ о самых интересных экспонатах и пригласила слушателей к акулам.

Она рассказала, что взрослые особи имеют разный окрас и достигают более шести метров в длину, длина зубов иногда превышает 10 сантиметров. Также стоит отметить, что зубы у акул  расположены в несколько рядов. Кстати, у акул скелет полностью состоит из хрящей, что очень выделяет их среди других рыб.

Фото 11

Фото 12

— Аллигатор — это крокодил? – с такого вопроса экскурсовод начала рассказ о хищнике. Но точного ответа так и не прозвучало. Мнения школьников разделились. — Да, они состоят в отряде «крокодилы», куда входит семейство настоящих крокодилов, аллигаторы, и гавиал – развеяла сомнения Людмила Анатольевна. Аллигатора от крокодила легче всего отличить по строению челюстей: когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Крокодилы медленны на суше, но крайне быстры и смертоносны в водной среде, маскируясь под бревна и прочие неживые плавающие в воде объекты. Обычно они подстерегают свою добычу на водопое.

Фото 13

— Обитает ли фламинго в Республике Коми? – таким вопросом экскурсовод только рассмешил школьников, но, как оказалось, зря.
Осенью 2005 года в Республике Коми был обнаружен розовый фламинго, молодая птица. Её нашли на просёлочной дороге обессиленную, т.к. на территории Республики Коми нет соленых водоемов, где питаются фламинго. Птицу привезли в Сыктывкар, но она не прожила долго. Людмила Анатольевна предположила, что во время ежегодной миграции птица могла быть снесена ветром, в результате чего сбилась с пути. Предположительно, родиной несчастного фламинго было побережье Каспийского моря.

Фото 8

— Коллекция экспонатов музея многие года пополнялась усилиями студентов и преподавателей в период прохождения учебных и производственных практик, экспедиций. Также музею помогали в расширении центральные вузы страны и научные учреждения Санкт-Петербурга, Калининграда и Москвы. Они передали в фонд музея обитателей морских и океанических вод, которых мы не могли собрать в своем регионе, — подытожила Людмила Григорян.

Фото 14

За один час участники увидели самых разнообразных представителей живой природы. И даже после экскурсии в музее осталось множество экспонатов, о которых не успели рассказать.

— Я под очень большим впечатлением от музея. Никогда раньше не доводилось видеть такого большого разнообразия различных животных в качестве экспонатов. Все выглядит натурально и красиво. Лаборатории хорошо укомплектованы: современная аппаратура. Демонстрируются интересные опыты. Хорошо, что в Сыктывкаре есть нечто подобное, — поделилась впечатлениями ученица школы №24 Ульяна Кошурина.

Дмитрий ВИНОГРАДОВ

Фото Олега УРАЗОВА

comments powered by HyperComments