В рамках Всероссийского фестиваля науки преподаватели СГУ им. Питирима Сорокина проводят открытые лекции. 6 октября доцент кафедры журналистики Алексей Бешкарев рассказал о теме постапокалипсиса в кинематографе.

Дарья Путенихина

Журналистика, 2 курс

Лекция «Глобальные проблемы человечества в зеркале постапокалиптического кинематографа» прошла в форме презентации с видео-нарезкой. Алексей Бешкарев рассказывал о жанре с точки зрения его исторического развития и показывал фрагменты из фильмов в качестве примера.

Впервые о жизни после апокалипсиса заговорило христианство. Сама же теория возникла в конце эпохи возрождения. Тогда появлялись первые литературные произведения на тему продолжения жизни после исчезновения человечества.

Первая картина, по сюжету которой Землю уничтожает комета, вышла в 1916 году. Но она мало повлияла на развитие жанра. Официально постапокалипсис в кинематографе родился в 50-е годы XX века. В это время человек впервые испытывал ядерное оружие, из-за чего уничтожались целые города. Люди стали бояться, неизведанное явление пугало и давало повод думать о конце света.

Первая реакция кинематографа на ситуацию – фильмы про мутантов. Здесь можно вспомнить картины «Годзилла» и «Пятеро с неба».

Основная причина популярности таких фильмов – человеческие фобии. К тому же, снимать такой жанр было дешево по сравнению с другими: мало персонажей, незатейливые декорации, простые костюмы. Конечно, фильмы получались малонаучными, больше раскрывали психологию людей. Как пример лектор продемонстрировал фильмы «Когда миру пришел конец» и «Земля умирает, крича».

В 60-е годы произошел спад интереса к массовому кино постапокалипсиса из-за Карибского кризиса, но в 1968 году жанр снова обрел популярность. Появились первые фильмы про зомби – «Ночь живых мертвецов».

В этом же году появилась знаменитая «Планета обезьян», которая повлекла за собой еще четыре оригинальных фильма.

Это уникальный случай, когда сиквел является одновременно приквелом,

— отметил Алексей Бешкарев.

В 70-е годы жанр перебрался на телевидение, появились сериалы про постапокалипсис. В эти годы большое влияние на развитие такого кино оказала роль субкультур, таких как байкеры и панки. Появились картины «Газ» и «Юбилей», рассказывающие о выживании молодежи после апокалипсиса. В конце 70-х мир увидел легендарный фильма «Безумный Макс».

Самое печальное то, что спустя годы, этот жанр до сих пор популярен. Это значит, что люди снова боятся конца света. Голливуд снял за год 40 фильмов про апокалипсис, это по 3 фильма каждый месяц. Страшно представить, насколько эта тема волнует людей,

– завершил лекцию Алексей Бешкарев.

Действительно, о проблеме мало кто говорит. Страх, с которым живут люди отражается в кинематографе. Проблем в современном мире достаточно и нельзя исключать возможность исчезновения человечества.

Мне кажется, что фильмы про постапокалипсис должны вразумить людей. Научить их терпимости, толерантности, уважению и заботе об окружающей среде. Лично меня такие кинокартины вдохновляют, я думаю, что мы сможем предотвратить апокалипсис, если вовремя одумаемся,

— поделилась студентка Виктория Лихачева.

Презентацию лекции можно посмотреть по ссылке: prezi.com

comments powered by HyperComments