Федор Овчиников – в 2011 году основал пиццерию «Додо Пицца» в Сыктывкаре. Теперь это — международная сеть, которая объединяет больше 580 пиццерий, работающих не только в России, но и в Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Румынии, Китае и США. Совсем недавно Федор Овчиников приехал в Сыктывкар и посетил альма-матер – СГУ им. Питирима Сорокина. За чашкой чая с преподавателями он поделился университетскими историями, своей предпринимательской жизнью сегодня и, конечно же, рассказал о бизнесе и «Додо Пицце».
К сожалению, я не так часто приезжаю в Сыктывкар как хотелось бы. Полтора года здесь уже не был. Каждое возвращение вызывает у меня теплые и ностальгические чувства. В городе располагаются пять пиццерий и находится достаточно большой офис, в котором работают около 100 человек. Когда я приезжаю в Сыктывкар, то стараюсь заходить в каждую пиццерию «Додо» в городе.
СГУ им. Питирима Сорокина я закончил с красным дипломом. Поступал на исторический факультет идейно, направлено. Мне было достаточно легко и интересно учиться. Что может быть интереснее, чем читать как один китайский император захватил власть над другим? Это практически как «Игра Престолов».
С университетских времен я помню несколько интересных историй. В общежитиях была пропускная система. В той, где жила моя девушка, тоже. Был мороз. Мои друзья спустили мне пожарный шланг с верхних этажей общежития. Я обмотал его вокруг себя, меня начали поднимать на второй этаж. Это было достаточно экстремально. Девушка не знала о моем подъеме, поэтому и не переживала. К слову, среди студентов была разработана целая система, как попасть в общежитие тайком.
Когда проходил университетскую практику в школе, то получил суперский опыт в сфере менеджмента. Мне, как учителю, необходимо было разобраться с тем, как работать с учениками. Археология также сыграла большую роль в бизнесе. В юношеские годы я начал отвечать за организацию раскопок. Это, своего рода, менеджмент. Я старался мотивировать людей во время экспедиции.
Для того, чтобы продать свою идею, необходимо четко излагать свои мысли. Всему этому я научился благодаря науки и истории. Знания, полученные в СГУ помогли мне при анализе проектов и процессов в бизнесе.
Еще одна вещь, которая мне запомнилась с университета – это КВН. Если честно, я не был крутым КВНщиком. Меня больше привлекала тусовка и ее творческая составляющая. Например, придумать какой-нибудь перфоманс. Опыт публичных выступлений помогает мне сейчас в бизнесе.
Я всегда считал себя свободным человеком. Недавно пересматривал фильм «Побег из Шоушенка» и там герой фильма, сидящий в тюрьме, говорит: «Свобода — она в голове». Мне запомнилась эта фраза. Конечно, сейчас очень много ответственности и веселиться нет времени, как это было в студенческие годы. Занимаясь бизнесом, ты не можешь сказать: «Мам, мне ко второй паре». Но это выбор. С этим можно жить.
Я стараюсь много спать – по 7-8 часов. Признаться, это было не всегда. Я прочел книжку, в которой говорилось о том, что сон является главным определяющим фактором работоспособности. Но иногда я часто сменяю часовые пояса и после этого возникают проблемы со сном.
Я слежу за своим питанием и стараюсь сделать его максимально сбалансированным. Удивлю, но пицца вполне может входить в этот рацион. Не скажу, что я супер-здоровый, но я стараюсь заниматься спортом по мере возможности. Энергия – ключевая вещь. Я достаточно много работаю, это ни для кого не секрет. В последнее время стараюсь находить баланс между работой и отдыхом. Воскресенье провожу только со своей семьей.
Конечно, я не могу себе позволить отдыхать больше месяца. Оставить работу на такой долгий срок немыслимо. И дело не в деньгах. Ведь на любом этапе бизнеса проблемы одинаковые и они не уменьшаются. Когда у тебя одна пиццерия, то ты беспокоишься о том, что не докупил сыр. А когда у тебя сеть пиццерий – дела куда сложнее. Уровень стресса такой же, но проблемы другого рода. Именно поэтому в бизнесе нельзя что-то оставлять без дела на долгой срок. Однако у меня нет жесткой грани между работой и отдыхом. Например, недавно я был на Камчатке – гейзеры и вулканы, три дня шли пешком по горам.
Помню, как большую часть времени я проводил в университетских столовых. Даже когда учился еще в лицее при СГУ им. Питирима Сорокина, то постоянно в них засиживался. Никогда не забуду свою первую пиццу – она была маленькая, круглая и не разрезанная. В ней обязательно был майонез и соленые огурцы. Она была очень вкусной.
Я видел, как устроено питание в университетах в разных странах. Мне очень понравилось, как питаются в Англии – преимущественно полезными продуктами питания. За границей большая пропаганда правильного питания в школах и в университетах. Учебные заведения приглашают частные лица организовывать питание. Между учебными заведениями и точками общепита происходит партнерство. Вы можете встретить кофейню Старбакс в центре университета, возле которой будет огромная очередь. В Америке точно так же.
Главное отличие «Додо» от других пиццерий в стабильной работе. Я считаю у нас очень сильная производственная система, точнее, система менеджмента. Она основана на IT-системе и это наше сильное преимущество. Клиент всегда ожидает получить определенный уровень сервиса и качества еды, которым мы обеспечиваем. Если мы допустили какую-то ошибку, то покупатель знает, что его проблема всегда разрешится.
До меня, как до руководителя, отзыв от клиента спокойно может дойти. Все зависит от его степени желания, креативности и настойчивости. У нас есть электронный робот, который по определенным критериям собирает и разделяет комментарии – положительные от негативных. Я просматриваю их. Правда, иногда думаю отписаться от канала. У нас более 500 пиццерий. Негативных комментариев за день собирается приличное количество и не всегда их хочется прочитывать.
Я заметил, что в разных странах люди по-разному комментируют. Например, в США клиенты «Додо» довольно редко оставляют негативные отзывы. Как правило, они чаще всего положительные. А вот в России наоборот. Еще в некоторых маленьких странах люди в принципе не привыкли комментировать. Британцы, например.
Безусловно я посещаю рестораны и кафе, помимо своей пиццерии. В основном, в поиске идей. Владея сетью пиццерий, которые расположены во многих странах, я люблю посещать именно локальные места. Например, такие пиццерии, которые находятся только в этом городе и управляются одним человеком. В целом, для меня интересно все, что происходит в общепите.
Чтобы понравится не только в России, мы выработали несколько подходов в приготовлении блюд. Например, пицца-конструктор собирается по вкусам людей. В самом начале нашей работы вне России мы решили действовать как китайцы – использовать только самые распространённые и популярные рецепты, и в последствии улучшать их. Это такая хитрая тактика выхода на рынок. Например, в Нигерии мы придумали пиццу со суей. Местные жители ее одобрили. Наш бренд хорошо обосновался в Нигерии. Еще одной причиной тому является птичка Додо. Она классно танцует в рекламном ролике.
Не секрет, что пиццерию «Додо» можно встретить почти в каждом городе и не только в России. У нас есть партнеры во многих странах. Однако мы долго не могли найти никого в Воркуте. Сейчас же мы открываем пиццерии «Додо» в Воркуте и в Грозном.
Материал подготовлен для журнала Verbum