На сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми 27 апреля прошел спектакль бессмертного оперного творения Жоржа Бизе «Кармен». Солисты и артисты Международной академии музыки Елены Образцовой из Санкт-Петербурга и Театра оперы и балета Коми исполнили страстные зажигательные арии и танцы в стиле фламенко. К спектаклю добавили балетные номера, на сцену вышли маленькие артисты: учащиеся музыкального отделения Гимназии искусств при Главе Коми.

Николай Мишарин

Журналистика, 3 курс

Трагический сюжет о роковой красавице Кармен известен миллионам. Лейтенант Хозе, разжалованный по вине молодой цыганки Кармен в рядовые, следуя зову сердца присоединяется к табору, промышляющему контрабандой. Хозе оставил родную мать и свою возлюбленную Микаэлу. Любовь свободолюбивой Кармен длится недолго, вскоре ей становится интересен тореадор Эскамильо. В порыве ревности Хозе убивает Кармен.

Новое прочтение всемирно признанного шедевра постановочная группа Театра оперы и балета Коми представила осенью 2016 года британскому зрителю во время международных гастролей. Для более полного и достоверного восприятия происходящих в драматургии оперы событий режиссер-постановщик Илья Можайский вернулся к первоисточнику и восстановил разговорные диалоги, которые представляют собой искусное развитие тем Жоржа Бизе и поэтому удачно вплетаются в целостное содержание спектакля.

Гости «Сыктывкарса тулыс» увидели обновленную версию знаменитой оперы. На смену классической «Кармен» с традиционными декорациями и историческими костюмами режиссер предложил стильный и даже вневременной по своему оформлению спектакль. Тем не менее, события 19-ого века бережно перенесены на современную сцену. На сцене одновременно разместились солисты и хор, который стал активным участником действий. Кроме того, режиссер вводит в спектакль и детский хор, ожививший первое действие.

Одним из первых великих современников Бизе музыку «Кармен» по достоинству оценил П.И. Чайковский. Он отмечал, что опера Бизе — это шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять, предсказал П.И. Чайковский, «Кармен» будет самой популярной оперой в мире. Предвидения Чайковского сбылись. И сегодня опера не сходит со сцен всех мировых оперных театров. В репертуаре Театра оперы и балета Республики Коми спектакль впервые появился в 1965 году под руководством режиссера-постановщика Ии Бобраковой и с тех пор прочно закрепился в репертуарной афише театра.

Главные партии в «Кармен» на фестивале исполнили солисты Международной академии музыки Елены Образцовой из Санкт-Петербурга. Чтобы определить, кто конкретно отправится в Коми для участия в спектакле, в академии проходил внутренний конкурс. В итоге роли распределились следующим образом: Кармен — Валерия Белякова, Дон Хозе — Вячеслав Лесик, Эскамильо — Максим Даминов, Микаэла — Дарьяна Бобарыкина. Присоединились и артисты Театра оперы и балета — Андрей Ковалев (Данкайро), Анастасия Морараш (Фраскита), Михаил Ярмольский (Ремендадо), Дарья Гапонова (Мерседес), Цунига (Максим Палий), Виталий Гудовский (Моралес). 

Дирижировал оркестром Александр Дмитриев из Франции.

Постановочной группой стала команда из режиссера-постановщика Ильи Можайского, дирижера-постановщика Азата Максутова, художника-постановщика Юрия Самодурова, хормейстера-постановщика Натальи Масановой, балетмейстера-постановщика Василия Клейменова и художника по свету Нелли Сватовой.

«Кармен» — это царство мелодии. Прекрасная игра оркестра, популярнейшие Сегидилья и Хабанера Кармен, знаменитая ария тореадора, ария Хозе «Цветок, что бросила когда-то», ария Микаэлы — все эти незабываемые фрагменты оперы делают каждый показ спектакля «Кармен» запоминающимся и возводят Бизе в ранг признанного гения классического оперного искусства.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.