Во вторник, 21 ноября, в рамках проекта «Территория просвещения» состоялась открытая лекции по русской филологии на тему «Древнерусские сказания и устные легенды о происхождении табака».

Екатерина Обухова

Журналистика, 3 курс

Лекцию подготовила аспирант Института гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина Татьяна Бровкина. Девушка рассказала об истории распространения табака в Европе, легендах и сказаниях, в которых говорится, почему нельзя употреблять табак.

– Я решила прочитать лекцию об истории табака, так как моя диссертационная работа связана с этой темой и литературными произведениями о табаке занимаюсь уже 8 лет. Было действительно интересно рассмотреть, как устная традиция трансформировалась в литературу, и как литературная традиция отразила это народное представление о пагубности употребления табака, – поделилась Татьяна Бровкина.

Считается, что табак впервые появился в Европе благодаря Христофору Колумбу, который во время своего путешествия в 1492 году видел, как курили табак туземцы племени Гуанахани. Свое родовое название «nicotiana tabacum» табак получил в честь Жана Никота, который в 1560 году рассеял семена табака в Париже. А вот точное время появления табака на Руси неизвестно, но полагают, что к концу XVI столетия, распространившись по всей Европе, он достиг и России.

Татьяна Бровкина также рассказала, что разрешение легально ввозить табак в Россию впервые дал Петр Великий в 1696 году. А указами 1723 и 1727 годов разрешена была вольная продажа табака и повсеместное его разведение на территории страны. Но несмотря на запреты, снятые государством, негативное отношение церкви к табаку не изменилось. Еще в начале XVII в. на Руси была переведена с греческого языка книга, в которой табак назывался «проклятым» и «богомерзким», а употребление его смертным грехом. Эта идея затем стала усиленно развиваться в церковной литературе.

О том, что отношение народа к табаку и курильщикам не было однозначным, свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки русского народа. В некоторых из них курение и курильщики осуждаются: «Кто курит табаки, тот хуже собаки». Однако, девушка отметила, что известны примеры, где отношение к табаку абсолютно противоположно: «Кто курит табачок, тот Христов мужичок».

Иное отношение к табаку видно в легендах и преданиях, объясняющих его происхождение. В основе большинства таких преданий лежат древние мифологические верования о произрастании различных трав и деревьев на могилах добродетельных и порочных людей. Согласно народным поверьям могилы праведников и добрых людей украшают красивые, полезные травы, а на могилах злодеев появляются дурные травы. Отсюда возникает ядро большинства легенд и сказаний о табаке – произрастание табака из праха грешного человека. Чаще всего героиней таких преданий становится порочная женщина.

Также Татьяна Бровкина рассказала, что попытку оправдать курение, связав его происхождение не с адом, а с небесами, можно также найти в народных легендах. Их объединяет мотив похорон «чертовой матери», на которые чёрт приглашает любителей табака, в надежде, что вызываемые употреблением табака слезы создадут пристойную моменту атмосферу. Однако версия «райского» происхождения табака не получила широкого распространения в устной традиции.

– Некоторые старообрядческие легенды и сказания дожили в устной традиции и до наших дней. В 90-е годы XX века учеными-филологами Сыктывкарского университета в Усть-Цилемском районе было записано несколько преданий о табаке. Например, жительница села Усть-Цильма Ирина Носова изложила историю появления табака так: «Жила-была блудница, которая всю жизнь свою провела в песнях и плясках. Жители подсказывали ей вести иной образ жизни, обратиться к Богу. Однако она не слушала их и в один прекрасный день провалилась под землю. На том месте стала расти трава, которая влекла к себе всех: и «слабые» начали ее курить. Куривших стали считать грешниками», – рассказала Татьяна Бровкина.

В конце лекции девушка сделала вывод, что мотив о произрастании табака из тела грешного человека сохраняется не только в устных преданиях, но и в литературных произведениях. А письменная традиция так же, как и устная, говорит о вреде распространения и употребления табака. Кроме этого она добавила, что сама не курит, поэтому солидарна со всеми текстами, которые направлены на борьбу с употреблением табака.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.