Вторым гостем нашей рубрики «Профессия» стала Анелия Лянцевич — известный в Сыктывкаре фотограф, дизайнер и преподаватель СГУ им. Питирима Сорокина.

Звезды над Останкино

В 9 классе я решила, что должна стать дизайнером. Это произошло спонтанно: вечером мы с родителями гуляли по Москве, смотрели на звездное небо, светилась Останкинская башня, и я сказала, что хочу быть дизайнером. Ведь в детстве я ходила на музыкальные кружки, и никто не думал, что вечерами втайне я рисую. Мои родители, за что им большое спасибо, поддержали этот выбор. Именно они привели меня на кафедру изобразительного искусства СГУ к Сергею Бочарову. Он посмотрел мои рисунки и порекомендовал пойти на подготовительные курсы. Мы рискнули: в 11 классе, когда все усиленно готовились к ЕГЭ, я занималась на курсах по рисованию. К слову, базу по рисунку я получила от сильнейших преподавателей.

Еще на меня невероятное впечатление произвел наш корпус (№5): запах масла, разложенные на полу листы бумаги, скульптуры в коридорах, студенты с огромными папками. Все это показалось мне каким-то Олимпом. Да и сейчас я считаю, что наш корпус — один из самых красивых, атмосферных по сравнению с другими вузами в России.

Я попала в невероятный коллектив, все мои одногруппники уже добились больших высот, а мне было всего 17 лет, когда некоторым — уже по 22 года. Глядя на таких «Атлантов», я пыталась быть не хуже, чем они.

Мы фактически жили на факультете, рисовали как безумные. Меня удивляет, что сейчас студенты не приходят в корпус по выходным. У нас было стабильно: в воскресенье в 11 утра родители везут меня в универ, чтобы я нарисовала дополнительный натюрморт.

Работа без тупиков?

На последнем курсе я принесла свое портфолио в журнал «Знай наших». Это было смело, но в меня поверили — первое время я снимала, а потом стала дизайнером. Исключительно фотографом я никогда быть не хотела. Любая профессия, особенно узко направленная, заводит в тупик. Тем более — фотография, ведь это, скорее, чувственная работа, а нужно тренировать и ум тоже.

Пять лет я проработала с интересным коллективом. Но любая, даже самая интересная работа приводит к эмоциональному кризису: первый год — это очень круто, потом классно, потом хорошо и в конце понимаешь, что надо что-то менять. Как раз именно в этот момент мой научный руководитель предложил поступить в магистратуру в другой город. А ведь это способ себя встряхнуть, — подумала я. Затем последовала аспирантура. Когда ты готовишь рефераты и научные статьи, много читаешь и впитываешь в себя знания, появляется потребность все это кому-то передать. Так я вернулась в университет. Первый год я еще работала в журнале, брала заказы, участвовала в выставках, готовилась к кандидатскому минимуму. И тогда я поняла, что возможности человеческого организма безграничны. Мы сами ставим себе барьеры: я не успею, я устал. Когда жизнь наполнена, ты успеваешь за этим ритмом. Причем, я ведь не улиточка, которая сидит в своем домике, я успеваю жить для себя.

ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА БЕЗГРАНИЧНЫ. МЫ САМИ СТАВИМ СЕБЕ БАРЬЕРЫ: Я НЕ УСПЕЮ, Я УСТАЛ. КОГДА ЖИЗНЬ НАПОЛНЕНА СОБЫТИЯМИ, ТЫ УСПЕВАЕШЬ ВСЕ.

Воздух и энергия

В какой-то момент я поняла, что находиться в нашем корпусе — важная часть моей жизни. Сейчас я — преподаватель, моя работа дизайнера и фотографа с этим очень органично переплетается. Не скажу, что это труд. Все это — моя жизнь. Не самая легкая , потому что не существует таких понятий, как выходной или отпуск. Это мой воздух: иногда тяжело дышать, иногда легко и свободно.

Для меня важно ощущать свое развитие. Именно в университете я поняла, что становлюсь лучше — чем полгода назад, год. Взаимодействуя с большим количеством людей, подстраиваешься под разные характеры, темпераменты и мысли. Студенты делают проекты — в каждый нужно войти, прочувствовать его, а таких проектов — десятки. Это непросто, но это та энергия, которая быстро растрачивается и быстро возобновляется.

Отражение себя

Студентов я называю «мои дети». Они подобны птенцам, которых только начинаешь формировать. У преподавателя очень большая ответственность: постепенно ты начинаешь видеть, как что-то твое, наработанное, начинает в них отражаться. И это колоссальное счастье, потому что понимаешь: усилия не уходят в пустоту. Недавно узнала, что меня считают строгим преподавателем, но я не строгая, а требовательная: мне важно, чтобы они поняли, что учеба не мне нужна. Но иногда, конечно, могу поворчать, что не прочитали книгу или что-то не доделали.

Северный дизайн из старого сундука

Это, конечно, максималистские мечты, но я хочу сформировать Школу Северного дизайна, чтобы о Сыктывкаре знали. В Коми невероятно крутая, визуально богатая история, которую мало кто знает. Эстетика Русского Севера неотделима от мировосприятия коми-зырян. И мне очень хочется, чтобы ребята впитали эту красоту и наследие. Европа и Америка занимаются дизайном уже давно и делают это хорошо, нам же нужно поднимать свои корни и находить в них идентичность. Как дизайнеры мы будем интересны только тогда, когда станем восхищаться народной культурой, и любить ее. Моя цель — чтобы то, что люблю я, увидели и полюбили студенты, чтобы они поднимали это, изучали и трансформировали. Именно через трансформацию мы можем найти собственное лицо, а оно со временем превратится в стиль. Северные художники, отражающие визуальный характер Севера, у нас уже есть. Сейчас нужно все «причесать» в дизайне. Многие открывают бабушкины сундуки и делают вещи из них уникальными. Не нужно изобретать велосипед: стоит только «покопаться» в прошлом, влюбиться в него и влюбить окружающих. Сегодня это делают редко, но если бы в каждом регионе помнили о своих корнях, то как страна в культурном плане мы бы встряхнулись. Колоссальный восторг в этом плане вызывает Киров. Этот «танец» из кругов присутствует везде, и мы сразу понимаем, что находимся на Вятке.

«У ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОСТЕПЕННО ТЫ НАЧИНАЕШЬ ВИДЕТЬ, КАК ЧТО-ТО ТВОЕ, НАРАБОТАННОЕ, НАЧИНАЕТ В НИХ ОТРАЖАТЬСЯ. И ЭТО КОЛОССАЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ, ПОТОМУ ЧТО ПОНИМАЕШЬ: УСИЛИЯ НЕ УХОДЯТ В ПУСТОТУ»

Капсула с чувством прекрасного

Человек рождается с чувством прекрасного. Это заложено глубоко внутри у всех. Раньше каждая женщина старалась быть красавицей: сама шила невероятные костюмы, кокошники, а мужчины строили гармоничные дома, удивительные по красоте и пропорциям церкви, работали над росписями. А ведь у них не было высшего образования, они не выезжали в большие города из своей крошечной деревни. Мы рождаемся с чувством красоты, грамотных пропорций и композиции. Но в эпоху глобализации эти все понятия стерлись и сейчас в визуальной среде города, того же Сыктывкара, очень много уродства. Строятся страшные дома, создается жуткая реклама. Мы отдаляемся от природы, а ведь нужно близко контактировать с ней, восхищаться ею, учиться у нее — порой даже безумству, буйству дождя или ветра, гармонии воды. Чтобы видеть прекрасное, нужно все это полюбить. Тогда и наша капсула начинает раскрываться.

Город, где нет любви

Я очень люблю Сыктывкар, потому что здесь мои родители и друзья, но для меня город безобразен, здесь почти нет исторической части, нет «памяти места». Как будто ты въехал в новый дом. Жители не любят свой город, и это ощущается. Мусор, который мы видим весной, выбрасывают не политики, а мы сами. Если каждый начнет с себя, то среда изменится в лучшую сторону. Нужно любить место, где живешь.

Я восхищаюсь советским Сыктывкаром. Достаточно открыть старые фотографии и увидеть, что это был невероятный город с гармоничными оградами, фонарями, флажочками, деревьями. Огромная победа сегодня — Москва, которая «очищается» от рекламы и некрасивых вывесок благодаря дизайн-коду от студии Артемия Лебедева.

Ах, я творческий…

Многие не работают, а ждут вдохновения. Это все чушь — не бывает такого. Я трудоголик: работаю и вижу результат своей деятельности. Люди, которые сегодня добиваются какой-то известности и какого-то минимального состояния, обычно пашут сутками и достигают всего своим трудом. Каждый человек рождается с чувством прекрасного. Мы все творцы, но порой не все это осознают. Если ты чувствуешь в себе потенциал, то должен работать. Все гении — люди, которые много трудились, причем, чаще всего, на государство. Каждый художник, выставленный в Третьяковской галерее, выполнял «госзаказ» для Царя. Человек в своей жизни должен балансировать, не входить в крайности и что-то отвергать, потому что мир гораздо шире. Любое творчество требует мастерства, а оно приходит только в работе. На первом курсе преподаватель Вадим Кононов, член Союза художников СССР, сказал нам: «Богема — это вам не рестораны, богема — это вам труд».

Фото Антона Бубликова

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.