В конце ноября в СГУ им. Питирима Сорокина состоялись мероприятия, посвященные 15-летию Ассоциации финно-угорских университетов. Ассоциацию учредили в 2007 году, чтобы объединить усилия вузов в совместных образовательных, научных и культурно-воспитательных мероприятиях. Сегодня в состав Ассоциации входят вузы Республики Коми, Удмуртии, Мордовии, Марий Эл, Карелии, Югры, Ямала и Свердловской области. Традиции всегда олицетворяют наследие прошлого, рассказывают об особенностях жизни народа. Все традиции интересны, но новогодние особенно завораживают своей уникальностью. Предлагаем узнать о том, как коренные народы этих субъектов исконно праздновали Новый год.

Республика Коми

Наши предки коми-зыряне Новый год в принципе не праздновали. Однако гостеприимство считалось одним из положительных качеств человека. Принять гостя, накормить и напоить его являлось способом выстраивания взаимоотношений с предками, от благорасположения которых зависело благополучие общества. Обильное угощение – характерная черта праздничной трапезы, с помощью которой коми благодарили за урожай, за благополучие в семье и обществе. В состав праздничной трапезы входили каши и выпечка. Окончание праздничного застолья обозначалось подачей блинов. Хозяйка, подавая их, произносила по-коми: «Блины принесла, пробуйте блины да пироги-шаньги ешьте, сур пейте. Как могла, так и принимала гостей, сердце радуется, не осуждайте».

 

Удмуртская Республика

В давние времена удмурты отмечали Новый год весной, примерно в период Пасхи. Уже под влиянием христианства в быт народа вошли новогодние и рождественские праздники. Кроме Нового года, в их числе и Рождество (Ымусьтон), Крещение (йӧ вылэ султон) и Святки. Сегодня в ночь на 1 января семьи удмуртов собираются вместе. Деревенские жители в это время ходят друг к другу в гости. Они идут от верхних улиц поселения и обходят несколько домов. На новогоднем столе у удмуртов можно увидеть все разнообразие местной национальной кухни. Особенно много блюд из мяса. Это объясняется двумя причинами: окончанием поста в конце декабря, а также тем, что зимой удмурты забивают скот. Готовятся перепечи, пельмени, пироги с различными начинками из мяса, капусты, картофеля, грибов или рыбы, свиной крови и фарша.

 

Ханты-Мансийский автономный округ

У коренных народов Югры – ханты и манси, раньше такого понятия, как Новый год, не существовало. Зато праздновали наступление времен года, сопровождая каждое своими обрядами. Приход зимы отмечали с первым снегом. Прямо в лесу украшали елку игрушками, сделанными из бересты, и бусами. На стол выставляли все самое вкусное и, конечно же, оленину. Однако косточки оленя не выбрасывали, их бережно складывали в кузовок и хранили до весны, а потом вываривали оттуда костный мозг.

 

Ямало-Ненецкий автономный округ

Традиционно встреча Нового года у ханты и ненцев на Ямале ознаменовывалось началом охоты на песца. Как правило, это происходило в ноябре. На празднике люди проходили обряд очищения огнем, во время которого просили у лесных богов помощи в зимовке, здоровья. Еще одним началом года ненцы считали праздник Та’ ер яля – день середины лета: коренные народы старались задобрить духов, загадывали желания, завязывая ленточки на березе и обмениваясь подарками. Новый год в ночь с 31 декабря ямальские ханты и ненцы начали отмечать уже в советское время. Для тех, кто живет в поселках, этот праздник проходит по стандартной схеме: люди собираются за столом, слушают президента, идут гулять и запускать салюты. Что касается таких новогодних героев, как Дед Мороз и Снегурочка, то многие представители старшего поколения до сих пор считают их злыми духами. Так как по ненецкой классификации они относятся к потустороннему миру.

 

Республика Карелия

Новый год карелы встречали в полночь с 31 декабря на 1 января, но главные празднества длились с Рождества до Крещения. Этот временной отрезок в Южной Карелии называют Сюндю, в Северной – Крещенская баба. Карелы верили в «магию первого дня». Они считали, что любые события, происходящие в первый день, влияют на весь наступивший год. Согласно поверью, нельзя ничего давать посторонним, иначе не избежать убытков. А выбросив из хлева навоз, можно вызвать мор среди скота. Первый гость в новом году отражал, каким будет урожай. Если утром в дом войдет пожилой мужчина с длинной бородой, то зерна будет много, а безбородый юноша предвещал «голый», неурожайный год. Зашедшая в гости женщина также считалась дурной приметой. С нежеланными посетителями не церемонились: прогоняли метлой с криками, запирали двери на засов. Обряд «захвата воды» связывали с верой в магию первого дня. Считалось, что у хозяйки, успевшей набрать воды из колодца раньше односельчанок, будет больше сметаны и сливок в новом году.

Республика Марий Эл

Вместо гирлянд – цветные ленты. Вместо оливье – ритуальный суп с коноплей. А вместо украшения елки – проверка удочек. Так марийцы готовились к Новому году или Шорыкйол, что в переводе на русский означает «овечья нога». Календарь марийцев зависит от движения солнца и немного отличается от светского. Потому Новый год отмечают в начале января на протяжении семи дней. Еще его в народе называют святки – он по смыслу примерно совпадает со святками у христиан. Главный символ праздника — поезд ряженых, во главе которых находится Васли кугыза (дед Василий). Марийцы надевают старые тулупы, вывернутые мехом наружу шубы, лохматые шапки и разные маски. Ряженые ходят по домам весело и шумно, поздравляя хозяев с Шорыкйол и принимая угощения. В свою очередь, хозяйки показывали свое рукоделие, а хозяин дома демонстрировал предметы, изготовленные собственными руками.

 

Республика Мордовия

Новогодние празднования у мордвы длились более 10 дней. В этот период люди совершали праздничные обряды в честь богинь рода (Юрхтава), двора (Кардазава), дома и семьи (Кудава). Празднования Нового года проходили в Киштимань кудо (Танцевальных домах). Хозяева украшали свои жилища и приглашали гостей на праздник. Чем больше людей придет в Киштимань кудо, тем лучше будет следующий год. Основным продуктом на праздничном столе было свиное мясо. После застолья гости танцевали, а музыку для танцев играли на старинных инструментах: фам (похожем на волынку), нюди (сдвоенная деревянная труба) и гарзи (подобие скрипки). Большое значение придавалось играм, ряжениям и гаданиям. Для гаданий выбирались места, где обитают духи: баня, хлев, чердак, сени, а также места, служащие пограничным пространством между мирами: ворота, колодцы и проруби, перекрестки.

Свердловская область

В старину территорию нынешней Свердловской области населяли в основном два малочисленных народа – манси и марийцы. Нового года у них не было, однако манси, например, любили отмечать смену полугодий. Они делили календарный год на два маленьких года – теплый летний и холодный зимний. Их смену они праздновали в конце августа и в начале апреля. Что интересно, праздновали только мужчины. Дело в том, что торжество проходило в святом месте, куда женщины не допускались. Из-за этого приготовлением праздничных блюд занимались тоже только мужчины. К слову, был у манси и аналог новогодней елки, украшенный игрушками. Во время игрищ они повязывали на ветки березы множество разноцветных ленточек с монетками и загадывали желания.

Текст Анастасии Поздеевой

Иллюстрации Светланы Литвинцевой

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.