В пятом корпусе СГУ им. Питирима Сорокина 29 октября прошла открытая лекция на тему «Следствие ведет режиссер»*. Почетный деятель искусств Коми, лауреат премии Правительства республики, режиссер Евгений Софронов в рамках проекта «На одном дыхании» рассказал студентам о том, кто такой режиссер и зачем он нужен.

Ольга Шашерина

Журналистика, 3 курс

Театр зародился в Древней Греции много веков назад, а профессия режиссера существует только 100 лет. Зачем же нужен режиссер?

У каждого человека свое особенное видение мира. Если представить яблоко, то у всех оно будет абсолютно разное, но суть остается той же. Так и режиссер должен показать свое особенное видение произведения, пропустив его через себя, – признался Евгений Софронов.

Первая лекция проекта «На одном дыхании» прошла в сентябре. Ее посетили сразу 80 человек. Организаторы серии занятий планируют ежемесячно в течение учебного года устраивать такие лекции и тренинги в разных форматах и на различных площадках, связанных с театром. Открытые лекции будут проводить актёры, режиссёры и сценографы ведущих театров Коми.

Лектор привел пример на сказке «Колобок». Все знают ее сюжет и не задумываясь ответят, что колобок — положительный персонаж, который погибает, попав в руки злой лисы. А что если показать колобка наглым хулиганом, который издевается над бабкой и дедкой и ведет себя очень плохо? Тогда зрители резко поменяют свое мнение о главном герое, и сказка приобретёт новый оттенок. В этом и заключается работа режиссера.

Я люблю ставить детские пьесы, ведь юного зрителя не так просто удивить. Бывает, я захожу в зал: если дети смотрят постановку, смеются и хлопают в ладоши, значит, спектакль удался, – отметил Евгений Софронов.

По словам лектора, прежде чем поставить спектакль, нужно пройти через много этапов. Ведь режиссер – это триединство. Режиссер-педагог учит и объясняет, режиссер-организатор работает с труппой, режиссер-интерпретатор создает произведение, основываясь на своем понимании.

Евгений Софронов рассказал, что проводит в театре много времени и даже живет там во время напряженной работы. У него есть свой диван, где он может отдохнуть.

Я не устаю от работы в театре, потому что, как только погружаюсь и пропускаю через себя один проект, появляется уже новая постановка. Но это одна из самых неблагодарных профессий, потому что все сливки от успеха снимают актеры на сцене, а при неудаче сразу вспоминают про режиссера, – начал беседу Евгений Софронов.

Режиссер рассказал и о зрителях театра. По его мнению, они делятся на два вида: 95 процентов – это те, кто пришел занять время, и 5 процентов – те, кто пришел целенаправленно, чтобы разобраться в деталях и вынести что-то для себя.

Уже в конце лекции режиссер побеседовал с ребятами о современных кинокартинах и режиссерах. Ему очень понравилась недавно вышедшая драма Мартина МакДона «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Евгений Софронов считает, что голливудская школа придерживается учения К.С. Станиславского и работает четко. Поэтому процент доверия у нее намного выше, чем, например, у российского кинематографа. Также режиссер отметил, что он не воспринимает классические постановки с их очевидностью, важнее показать суть, но под разными образами.

После лекции слушатели задавали волнующие вопросы. За лучшие вопросы организаторы награждали призами.

Считаю, что такие лекции очень полезны. У ребят должен возрасти интерес к искусству, ведь они общаются с различными деятелями театра и перенимают их опыт. В начале каждой лекции мы записываем участников, и те, кто регулярно будет посещать занятия в течение полугода или года, получат подарки, – отметила руководитель добровольческого движения культурного волонтерства и организатор проекта «На одном дыхании» Мария Юдина.

*«Следствие ведет режиссер» — книга известного советского и российского режиссера, шоумена, профессора и заведующего кафедрой режиссуры Театрального института им. Б. Щукина Михаила Борисова.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.