Все началось осенним утром, когда я отправилась на молодёжный фестиваль авторской песни «Сыктывкарские костры».

Под монотонный стук дождя добираюсь до автовокзала и еду в Пажгу — село в Сыктывдинском районе. «Лупоглазый» мчится мимо полей, речушек, холмов. Тем временем стрелки часов проходят пол-оборота – и вот я на месте. По скользкой грунтовой дорожке дохожу до местного этноцентра, внешне похожего на дошкольное учреждение.
На крыльце меня встречает руководитель клуба авторской песни «Причал» СГУ им. Питирима Сорокина Ирина Конова.
-Добрый день, Ирина. Как настроение участников?
— Прекрасно! Вчера вечером мы успешно добрались, расположились и до полуночи готовились к открытию фестиваля. Перед сном по традиции попили чай с печеньем и спели пару хороших песен для души. Главный организатор фестиваля заводит меня в комнату, где расположился клуб «Причал».
В помещении царит действительно творческая атмосфера: на спальных мешках сидят люди и поют песни под гитару; везде и всюду лежат музыкальные инструменты. Выхожу в коридор. Здесь одни играют в развивающие игры, другие репетируют номер перед утренним концертом, третьи заполняют шуточные анкеты и проходят регистрацию.


К 11-ти часам барды перемещаются в импровизированный концертный зал. Я пробираюсь в первые ряды, вижу, как бурно общаются между собой участники. Наконец, ведущие открывают 13-ый Молодежный фестиваль авторской песни «Сыктывкарские костры». Они представляют клубы авторской песни (каждый участник принадлежит какому-либо объединению). Всего клубов 6: «Изюм» — руководители Наталья Фролова и Евгений Харитонов (СГПК им. Куратова), «Зебра», ее возглавляет Алексей Фролов (СГУ им. Питирима Сорокина), «Причал» — руководители Ирина Рочева и Ирина Конова (СГУ им. Питирима Сорокина), « КЛАП» — руководители Ирина Конова и Юрий Беляев (гимназия им. А.С.Пушкина), «Мелика» — Василий Филимонов (Русская гимназия), «Ритм» — Елена Сандюк (школа №1 села Выльгорт).


Сегодня каждый клуб стремится удивить не только голосами и аккомпанементом на гитаре, но и многочисленными музыкальными инструментами: флейта, бас-гитара, гавайская гитара, банджо, самодельные колокола, шумовые инструменты, кахон, хонг.
После выступлений творческих объединений с песней на сцену выходит гостья Дарья Солодянкина. В этот момент зрители неожиданно для меня оживляются. Позади слышу:
— Вот Дашка — молодец, вырвалась с Санкт-Петербурга на фестиваль!
-Да, не забывает песенную свою семью.
В общем, из разговора понимаю, что Дарья Солодянкина – личность известная и всеми любимая. Она композитор и автор песен, гитаристка и певица.
Около часа концерт подходит к концу, и ребята направляются к школьному автобусу. Он должен отвести их на обед.
В пути барды не замолкают ни на минуту. Красиво, на мой взгляд, исполняют песни «Ассоль плюс Грей» и «Ничего на свете лучше нету».
В столовой меня снова удивляет доброжелательность этих людей. Они с радостью накрывают на стол, благодарят поваров и желают всем приятного аппетита. Во время обратного пути решаю пообщаться с бывшей участницей клуба Мариной Игнатовой:
— Марина, а как отличить бардов на улице?
— Вообще все считают, что типичный бард — это дядька с бородой, одетый в бабушкин свитер и немного подшофе. Мы развенчиваем эти мифы.
— А какие вы?
— Барды ведут походный образ жизни, ведь именно на природе душа поет. Поэтому мы носим свободную спортивную одежду.
За разговором не замечаю, как мы возвращаемся в «творческую обитель». Совсем скоро здесь начнутся мастерские. Всего их 6. Я хочу побывать на каждой.


Захожу на мастер-класс Евгения Харитонова «Распойся». Как вы понимаете здесь, так сказать, «вокально разминаются». Музыкант даёт грамотные педагогические советы, обучает новым распевкам. Я узнаю, например, что лучшее положение голосовые связки принимают во время зевка.
В следующем помещении выпускники клуба «Причал» – Василий Филимонов и Игорь Киселев – учат интерпретировать текст, докапываться до его глубинного смысла. В момент, когда я зашла, поэты разбирали стихотворение Новеллы Матвеевой.

Любви моей ты боялся зря —
Не так я страшно люблю!
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.

 

И если ты уходил к другой
Или просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолётный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща…

Следующую мастерскую ведет специальный гость, приехавший из Ярославля – Стас Калинин. Вместе с Анастасией Лазаревой (студенткой СГУ) и Дарьей Солодянкиной он аранжировал песню на стихи Бориса Пастернака «Свеча горела на столе», стараясь придать ей новое звучание. Подражая звукам вьюги, музыканты создали атмосферу зимнего ветреного дня, затем они поделились на три группы: сопрано, альт, баритон. Каждой предназначалась своя роль. Номер получился интересным, поэтому руководители мастерской предложили включить его в программу большого вечернего концерта.
Другие руководители клубов совместно сочиняли тексты, учили играть на семиструнной гитаре, работать с микрофоном, создавать из песни целый театральный номер.


Перед вечерним концертом участники собираются вокруг большого костра и хором исполняют песни любимых бардов-классиков. Искры костра, «подпевая», вздымаются к небу, превращаясь в волшебных мотыльков.
Дальше по программе — «самое вкусненькое». На небольшой сцене выступают сольно, дуэтами, ансамблями. Осмотрев аудиторию, насчитываю более 100 зрителей.
Впереди участников ждали ночной «Песенный ринг» и утренний концерт, подготовленный клубом «Изюм». К сожалению, эту часть программы мне пришлось пропустить.
Всю дорогу на обратном пути в голове звучала мелодия Ю.Визбора «Многоголосье». Думаю, я еще загляну на огонек в сыктывкарский клуб «Причал»!

{source}

<div class=»flex-video«>
<iframe width=»420″ height=»315″ src=»https://www.youtube.com/embed/U1cD4lGrb9M» frameborder=»0″ allowfullscreen></iframe>
</div>
{/source}

Текст, фото и видео Натальи НЕСТЕРОВОЙ

Больше фотографий в альбоме «ВКонтакте»


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.