Каждый год в Усть-Цильме отмечают межрегиональный праздник «Горка». Само старинное село и близлежащие деревни посещают тысячи туристов со всех уголков России и соседних стран, неравнодушные к самобытным традициям местных жителей. Иностранцы тоже не прочь отгулять народный крестьянский праздник на берегу Печоры. Традиционные хороводы, ярмарки и фестивали гремят по всему району ежегодно.

Арина поташова

Журналистика, 1 курс

Усть-Цилемский район считается самобытным краем в Республике Коми. Вот уже пятый век тут чтут и берегут свои традиции, праздники, обряды былого времени. Речь, одежда, уклад жизни, ремесла, песни и танцы по сей день в некоторых дворах остались прежними. Одной из самых красочных и интересных традиций Усть-Цилемского района является народное гуляние «Горка». Ее «водят» не только в столице района, но и в деревнях по берегам рек Пижмы, Цильмы, Печоры. Но все-таки главное гуляние проходит именно в Усть-Цильме, куда съезжаются туристы со всей России.

На «Горку» ее участники одеваются в яркие костюмы.

Надеть такой костюм – целое искусство, самостоятельно это сделать сумеет не каждый. Человек, не знающий «как надо», пропустит все гуляние, мучаясь с множеством деталей одежды и тонкостей их надевания. При подборе одеяния необходимо учитывать материал, цвет, размер, возраст, статус и множество других нюансов, потому что наряд – это не просто красивый и видный костюм, а гордость и олицетворение его хозяйки или хозяина.

Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава из парчи или штофного материала, матерчатого сарафана, фартука из шёлка, штофа или парчи, коротеньки – обязательной части свадебного из парчи. Обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки – хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты –повойник (мест. побойник) шился из старинной парчи, а вышивался золотой и серебряной нитью. Женский головной убор – плат. Он может быть трёх видов: канофатным, репсовым или парчовым. Завершается наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.

Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи-косоворотки, простых штанов, узорных чулок с усть-цилемскими орнаментами и кожаных ступней.

Сотни красавиц и красавцев от мала до велика выходят на Народную поляну у Дома культуры и запевают длинные фольклорные песни о любви, быте, деревенской тяжелой жизни, о родителях, семье и прочем. Эти песни ни с чем не спутать – нигде, ни в одном районе или регионе не поют так, как в Усть-Цильме.

«Горка» включает в себя семь фигур, каждая из них символизирует что-то особенное: «Столбы», «Круг», «На две стороны», «На четыре стороны», «Вожжа», «Плетень» и «Плясовая». Изначально строгого порядка их исполнения не было. Но в последнее время начинать стали всегда со «Столбов». Участники, выстроившись двойками-тройками заходят на гулянье и начинают «хождение». Последние пары переходят вперед и выстраиваются в квадрат. Эта фигура символизирует незасеянное поле. Следующая фигура – круг – символизирует солнце.

Затем участники выстраиваются «На две стороны» и делятся на мужчин и женщин. Постепенно они двигаются навстречу друг другу, иллюстрируя связь неба с землей.

Фигура «На четыре стороны» – по двое из парней и девушек постепенно ходят под одну песню, обыгрывая ее сюжет и «засеивая поле». После этого они выстраиваются в «Вожжу» и «змейкой» изображают речку и ее течение. И последняя фигура – «Плетень» –олицетворяет цикличность жизни и всего в природе. А после гармонисты начинают играть плясовую. После плясовой горка не заканчивается, а начинается самое интересное: девки и парни встают по разные стороны и начинают частушечьи соревнования: кто кого перечастушит, кто про кого больше частушек споет, парни про девок или девки про парней. Такой «баттл» может продолжаться часами, пока одна из сторон не сдастся.

Сейчас «Горку» гуляют два раза в год: 7 и 12 июля, а раньше гуляния начинались 22 мая с Николы Вешнего, продолжались в Троицу, и в каждое воскресенье, если это позволяла погода, до 7 июля, Иванова дня. Заканчивались все горочные гуляния 12 июля в день первоверховных апостолов Петра и Павла. «Горку» водили до трех раз в день, в течение игрового дня девушки меняли наряды трижды.

Никола Вешний (14 мая) – день народного календаря восточных славян. Название дня происходит от имени святого Николая Чудотворца. В этот день народ отмечает прощание с весной и встречу пролетья.

День Святой Троицы – это один из 12 главных христианских праздников. В этот день проходят богослужения и народные гуляния. В славянской народной традиции день называется Троицей или Троицыным днем и отмечается как праздник либо один день (воскресенье), либо три дня (с воскресенья по вторник).

Иван-день (с 6 на июля) – большой праздник, издавна отмечавшийся на Руси как день Ивана Купалы. В Усть-Цильме стал днем почитания одного из последних мучеников за веру – скитника Ивана Ластки. Именно он обосновался на берегу Печоры и тем самым положил начало Усть-Цилемской слободке.

Не менее важным элементом «Горки» является празднование Петровщины в ночь перед «Горкой». С 11 на 12 июля вся Усть-Цильма и деревни района выходят на берега рек и зажигают сотни косторв. Это ежегодный обрядовый праздник, который отмечается в канун дня апостолов Петра и Павла только в Усть-Цилемском районе Республики Коми, во время которого ждут костры и варят кашу. И это – древняя традиция. Неслучайно кашу варят ночью. Считается, что это время, когда рушатся стены между живым и загробным миром. Важно, чтобы кашу варили именно за рекой или у реки, так как в фольклоре говорится, что перейти через реку, значит навестить страну мертвых. По старинным преданиям души умерших людей вселяются в птиц, которые являются посредниками между «живыми» и «мертвыми». И неспроста варят именно кашу. В старину она была главным ритуальным блюдом.

Первые упоминания о великом православном празднике восходят к III веку: 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла из Рима в Сан-Себастьяно. По преданию, этот праздник отмечался только в Риме, но со временем стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла, а в народе стал называться Петровым. В этот день в Усть-Цильме заканчивались праздничные гуляния молодежи и начинались трудовые будни.

Вячеслав Горбешко

с. Усть-Цильма, 20 лет,
водит «Горку» 4 года

«Горку» водить начал четыре года назад. Пошел на нее без цели, неосознанно, с друзьями поспорил, можно сказать, ради забавы. Но когда я прочувствовал всю энергетику «Горки», все, что там проходило – я понял, что это мое, мне это нравится, мне интересно и я хочу продолжать изучать эту культурную традицию и участвовать в этом гулянии каждый год. Все, что происходит на самой «Горке», кажется непонятным и чудным, но на самом деле там все просто. Любой человек, не знавший ни песен, ни танцев, научится с первого раза: знающиеподскажут и покажут. Я считаю, что «Горка» как традиция не пропадет еще много-много лет, так как с каждым годом молодежь все больше и больше участвует в «Горке». Если 4 года назад молодых было от силы пятьдесят, то сейчас в четыре раза больше.

ИЛья чуркин

с. Замежное, 19 лет,
водит «Горку» 10 лет

«Горка» для меня – это что-то неописуемое, очень важное в моей жизни. «Горку» мы водим на Иван-день, так вот так и говорим: «Живем от Ивана до Ивана». Горка прошла – ждем следующую. В 2015 году не получилось у меня приехать на гуляния – так все, для меня это полнейший крах, год коту под хвост. После того, как «Горку» отводишь несколько часов подряд, устанешь как собака, но на душе такая благодать, так хорошо и приятно, жить аж хочется. Поэтому для меня горка – это жизнь. Будут ли водить «Горку» наши внуки? Безусловно, да. Когда я учился в 9 классе, мне предложили работать в клубе руководителем детского образцового фольклорного коллектива «Веретенце». Два года работал и сделал вывод: детям нравится фольклор, нравятся старинные песни, игры, частушки, они хотят заниматься этим, изучать и быть частью этой традиции, этого праздника. Сейчас я учусь в Москве, часто пою там фольклорные песни, тем самым привлекаю внимание москвичей. И что вы думаете? Едут. Едут в наши края и влюбляются в нашу культуру и традиции. Без песен-то я жить не могу. Встану с утра – пою, работаю – пою, ложусь спать – пою, во сне может тоже пою, да не ведаю».

Игорь Поздеев

Руководитель Усть-Цилемского фольклорного коллектива «Нареченька»,
водит «Горку» 26 лет

«Горку стал водить с 1992 года. Первый раз на нее попал, когда учился в Сыктывкарском училище культуры и состоял в коллективе «Русь Печорская». На 3-4 курсе я проходил практику и попал на Усть-Цилемскую горку, а после окончания училища вообще приехал сюда работать методистом по фольклору. Уже много лет собираю и изучаю быт, обычаи и традиции Усть-Цилемского района, собираю это по деревням и селам. Без раздумий могу сказать, что «Горка» будет традицией, народным гулянием еще много лет. Мы многое делаем для того, чтобы молодежь интересовалась этим с малого возраста.  В садах работаем с подготовительными группами. Мы разрабатываем программу для детей, уделяем время песням, считалкам, частушкам, играм, ведению хороводов. Эта программа рассчитана на один год, каждую неделю мы проводим по одному занятию. В первом классе мы уже видим, так сказать «одаренных» детишек, которые не боятся, не стесняются, видно, что есть желание, и собираем их в коллективы».

Зинаида Осташова

Руководитель Загривочного фольклорного коллектива «Ручейки», водит «Горку» 42 года

С самого раннего детства мне нравились старинные песни. Помню, заберусь дома на полати у русской печки и слушаю, как родители поют: братья и сестры спят уже, а я все наслушаться не могу. Так и выучила все песни. Мама мне запрещала ходить на танцы, говорила, что маленькая еще, а я все убегала посмотреть как танцуют старинные танцы под гармонь, радовалась. В седьмом классе уже надевала учть-цилемский наряд, пела, танцевала, водили «Горку» свою со взрослыми, по деревне ходили пели. В деревнях маленьких уже немного детей, да и не все заинтересованы этой традицией. Может у нас «Горку» молодое поколение уже и не станет водить, а вот в Усть-Цильме это уже никогда не умрет. От мала до велика все знают, интересуются и продвигают эту культуру.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.