Мой интервьюируемый – Никита Заболотник, студент 4-го курса СГУ им. Питирима Сорокина направления «Радиофизика и электроника». Никита увлекается компьютерными играми и часто участвует в рейтинговых (соревновательных) матчах. О современных мультиплеерных играх, развитии киберспорта и участии в турнирах Никита рассказал корреспонденту Verbum.

Анастасия Осокина

Журналистика, 2 курс

Dota 2 – многопользовательская командная игра, имеющая мировую популярность. В ней очень развита киберспортивная дисциплина. Проводится множество турниров, среди них – популярный во всем мире The International. Но каждый профессиональный игрок когда-то начинал с малого, местных турниров или просто с игры за своим личным компьютером.

Ты принимал участие в разнообразных киберспортивных турнирах в Республике Коми. Расскажи, с чего ты начинал?

Никита Заболотник

Радиофизика и электроника, 4 курс

Н.З.: Все началось со школы, в классе десятом или одиннадцатом. В нашем городе проводили киберспортивный турнир в ТЦ «Июнь», который в то время только открылся. Тогда туда с командой попал мой друг — Саша, капитан команды за которую я в будущем играл. Он предлагал мне поучаствовать, но я отказался. Дел было много. После он решил собрать собственную команду, и я уже вошёл в её состав. Я начал играть, когда Дота 2 не была так популярна, в то время она была лишь модификацией карты Варкрафт 3. Я играл, мне было весело, я получал удовольствие. Неважно, побеждал или проигрывал.

Многие игроки жалуются, что такая игра отнимает много времени. Расскажи о своем игровом опыте. Сколько часов ты провел за Дотой?

Н.З.: Точное количество часов назвать сложно. В среднем, на несколько матчей уходит часа три. Профессиональные игроки должны играть гораздо больше, чтобы действительно иметь результат. Плюс у них проходят тренировочные матчи, во время которых образуется команда.

Как прошел твой первый турнир по Dota 2?

Н.З.: Мини-турниры на площадке Starladder вряд ли можно назвать настоящим турниром. Первый был на Ыбице. Саша предложил поиграть в его команде на замене. Я сыграл с ними пару матчей, мы прошли на ланы, всё в команде согласились с тем, что лучше взять меня. И вот я там.

В Dota 2 есть одна карта с тремя основными путями. Команды сил Света и Тьмы должны сразиться и пробить вражеские башни (всего 6 штук, плюс несколько у «трона») Цель игры – сломать вражеский «трон» — большую постройку, которая находится на противоположных уголках карты. Важны и работа в команде, и грамотное распределение ролей, и обдумывание действий против соперников.

Расскажи о своих личных впечатлениях и ощущениях при игре в первые разы.

Н.З.: Перед тем днем, когда мне нужно было ехать в Ыб на соревнования, я плохо спал, возможно, было внутреннее волнение. На момент соревнований я не спал около двух суток, однако смог сыграть на таком же высоком уровне, что удивило. Организация была плохой – только на настройку мы потратили целый час, а в начале игры случались технические неполадки – то не работал интернет, то наушники. Однако в целом мне понравилось участвовать в турнире. Когда в команде знакомые люди, играется и веселее, и увереннее.

В Dota 2 игроки в матч подбираются случайно. Можно объединиться в группы и играть вместе. Поисковый механизм подбирает игру, где все примерно равны по уровню навыков и количеству побед. В среднем игра длится минут 40. Но самая длинная за свою историю Dota 2 продолжалась 5 часов 3 минуты.

Какие роли ты предпочитал брать на себя в игре?

Н.З.: Я играл обычно на героях, которые поддерживают других игроков, помогают им лечением. Это самая удобная для меня роль. Я мог одновременно выполнять как свою работу, так и предлагать варианты действий. На этих ролях я отлично справлялся, так что играть было увлекательно. Иногда даже забывал, что на турнире нахожусь. Будто дома сижу в своей комнате.

На данный момент в Dota 2 доступно 115 героев. Каждый обладает уникальными способностями, которые помогают изменить игровую ситуацию. В каждой игре важен баланс ролей. Кто-то подходит на роль поддержки и восстанавливает здоровье команды, кто-то из невидимости наносит сильные удары противнику со спины. Работая вместе, игроки способны демонстрировать свои навыки на определенных героях.

Почему ты не участвуешь в турнирах сейчас?

Н.З.: Пока что у меня в приоритете другие цели, но я с радостью поучаствую, если мне представится шанс. Мне не составит труда потренироваться и снова поиграть в команде, если не стать сильнее в плане игры.

Есть ли игры, которые интересуют тебя сейчас так же сильно, как когда-то Dota 2?

Н.З.: Сейчас мне интересно играть в Overwatch и Gwent, они также мультиплеерные игры, в которых можно соревноваться с игроками и наслаждаться процессом. Я вернулся бы обратно в неё, но пока особого желания не появляется.

Overwatch – многопользовательский онлайн-шутер от компании Blizzard. Вышел в мае 2016 года. Получил награду «Игра года», и сейчас является одной из самых популярных игр в мире, которую приобрели более 26 миллионов человек.

Gwent – бесплатная карточная игра по вселенной серии романов «Ведьмак» Анджея Сапковского от компании CD Projekt RED. Находится в бета-тесте, но быстро набирает популярность.

Как ты думаешь, в чем главный недостаток таких мультиплеерных игр?

Н.З.: Недостаток таких игр — это ошибки кода, как самого приложения, так и сервера, что может вызывать дискомфорт. Медленная работа системы контроля за поведением игроков и несбалансированная система подбора. Люди бывают разными, например, я довольно спокойный, и мне бы не хотелось играть с так называемыми «токсичными» игроками. Я предпочту отказаться от подобной игры.

Токсичные игроки – люди, которые намеренно портят игру другим. В онлайн-играх зачастую команды набираются случайным образом. Поисковая система опирается на количество побед и часов в игре, чтобы сделать матч равным по силам. Иногда не все хотят играть честно и веселиться. Некоторые могут специально брать неподходящих героев и погибать, чтобы давать врагам преимущество. Часто пишут в игровой чат неприятные вещи. Поддержка игр всегда старается запретить таким игрокам доступ к поиску матчей.

Считаешь ли ты правильным то, что киперспорт официально признали олимпийским видом спорта в России в 2016 году?

Н.З.: Это может быть политическим шагом, чтобы получить аудиторию молодого поколения. А может действительно поддержка новых направлений. Я не могу сказать, по каким причинам это случилось, но мне нравится результат. Время идёт, происходят новшества в наших жизнях, и общество должно изменяться также. Раньше интернет и соцсети не обладали популярностью, а теперь люди жить без этого не могут. Мы не должны оставаться в прошлом. Им следует меняться, адаптироваться к изменяющемуся миру.

Ты бы хотел стать профессиональным киберспортсменом? Какая игра была бы в приоритете?

Н.З.: Думаю да, если бы мне платили за подобную деятельность, то я стал бы им. Это такая же работа, как и спортсмен. Киберспорт тоже зрелище, люди смотрят за тем, как выступают другие, такая ли большая разница? Среди игр, которые я называл выше, есть одна, в которую бы я стал играть профессионально, даже стримить.

Какой совет ты бы дал игрокам, которые хотят играть серьезно, но боятся или сильно расстраиваются при поражениях?

Н.З.: Скажу честно — поражения это неотъемлемая часть любой части деятельности. Я считаю, что если ты постоянно побеждаешь, то что-то не так. Сталкиваясь с противником сильнее, ты сам должен становиться сильнее. В первый раз ты проиграешь, и тогда нужно понять, что послужило причиной поражения. Понять, в чём были ошибки, и исправить их. На словах это легко, но это стоит того, всегда есть то, что можно улучшить. Даже в командной игре, проигрывая, не стоит сдаваться. Как пример, соперник может расслабиться и проиграть в итоге. В любом случае, нужно следить за своей игрой и по возможности улучшать собственный навык.