Природная красота в повседневной жизни

Одежда — это то, что ближе всего к телу, с чем мы соприкасаемся постоянно. Она сильно влияет на здоровье, настроение и энергетику. Мы не задумываемся, что наши вещи могут навредить или доставить дискомфорт. Сегодня тренды таковы, что качество выходит на первое место: чем натуральнее вещь, тем лучше. А как вам платье, окрашенное сочной крапивой, ароматной черникой или полевой мятой, а в дополнении к образу шарф цвета лепестков роз? Магистрантка СГУ им. Питирима Сорокина Лидия Костарева знает все о том, как придать вещам стильный вид и обеспечить безопасность коже.

Арина Поташова

Журналистика, 1 курс

В ХХI веке в магазине одежды очень легко найти вещь любого цвета, какого только пожелаешь. А всего каких-то 300 лет назад люди могли использовать только натуральные красители для ткани. Наши предки изготавливали наряды из таких тканей, как лен, шерсть, шелк, у которых не было большой цветовой палитры. Поэтому люди старались всеми возможными способами найти красители для придания вещам яркости. Кора дуба, сочная крапива, ароматные лесные ягоды, яркая шелуха лука, листья рябины и клубники — именно они дают потрясающий цвет тканям.

Сегодня активно идет возрождение, сохранение и развитие различных видов народных ремесел и промыслов. Натуральное крашение – одно из этих направлений. Оно является экологическим способом получить красивые естественные цвета в текстиле без применения синтетических красителей. А ведь все, что нужно для создания красителя, буквально растет «под ногами».

Из-за роста экологических проблем вновь актуальным становится разработки технологий крашения текстиля без использования синтетических красителей. Натурально-окрашенные ткани теперь используются не только для пошива реконструкций и копий, но и для создания современной повседневной одежды.

В Сыктывкаре натуральным крашением занимается магистрантка второго курса направления «Культурология» СГУ им. Питирима Сорокина Лидия Костарева. Она возрождает старый метод натурального окрашивания. Ее работы смотрятся очень красиво и необычно, а в этом году она стала Лауреатом выставки «Мастер года-2017» в номинации «Роспись по ткани». Самое главное, что каждая вещь окрашивается долго и кропотливо, что добавляет изюминку в конечном результате. Устаревшие технологии натурального крашения нашли себе место в современном мире с нехваткой и потребностями в экологичном, естественном, природном.

Крашение текстиля — целое искусство. Перед красильщиком стоит очень сложная задача, которая состоит из множества условий. Во-первых, окрашенный текстиль должен обладать стойкостью: к воздействию света, воды, хлора, сухой чистке, трению, потовым выделениям, скатыванию.

Комплекс процессов по крашению начинается с подготовки материала-красителя.

Натуральные красители извлекают из свежего или высушенного природного сырья: коры, корней, листьев, плодов и прочего путем вываривания или выдерживания их в воде.

Вторым этапом является подготовка материала к крашению. Раньше ля крашения использовали шерстяную нить натурального белого цвета. Самопряденную шерсть обезжиривали в щелоке или в растворе соды и мыла. Домотканное полотно «мягчили» стиркой в щелоке. Для окраски в светлые тона суровые ткани предварительно отбеливали. Сейчас же все стало проще; любую ткань можно приобрести в магазине уже отбеленную и готовую к крашению.

Третий этап крашения включает в себя два процесса: приготовление отвара красителя и приготовление раствора протравы. Последовательность этих процессов зависит от способа крашения: крашение с предварительной протравой. Большинству природных красителей для прочного соединения с волокном требуется обработка ткани или пряжи солями различных металлов (в основном алюминия, меди, железа, хрома, олова). Нанесение солей металлов на текстильные волокна называется в технике крашения протравливанием, а соли металлов — протравами. Меняя способ протравливания и саму протраву, можно получать различные цвета, используя один вид сырья.

Следующий этап – крашение. После окрашивания любым из способов пряжа или ткань по итогу выполаскивается до стойкого цвета.

— Натуральным крашением я увлеклась на третьем курсе обучения в СГУ им. Питирима Сорокина по направлению «Народная художественная культура», защитила по этой теме выпускную квалификационную работу, — рассказывает мастер декоративно-прикладного искусства Лидия Костарева. — Изучив литературу, различные источники, начала экспериментировать и, таким образом, выработала технологию крашения: она основана на источниках, но имеет свои авторские особенности. Я экспериментировала с различными природными красителями, а также покупными и привозными. Потом решила работать и разрабатывать технологию крашения именно местным сырьем — травами, корой, лишайниками. Сегодня работаю я с разным природным сырьем, до сих пор экспериментирую и пробую разные варианты. Использую травы — крапиву, иван-чай, тысячелистник, мяту, а также ягоды, кору деревьев, лишайники и грибы. Последнее время большее внимание уделяю технике экопринт: рисунок на ткани создается оттисками листьев и цветов растений с помощью природных красителей, содержащихся в этих растениях. Всякий раз получается абсолютно неповторимый рисунок.

Материал подготовлен специально для журнала Verbum

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.