В Сыктывкаре проходит Межрегиональный фестиваль традиционного и современного искусства. Организатором мероприятия выступил Институт культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина.

Евгений Мальцев

Журналистика, 2 курс

Одним из ключевых мероприятий фестиваля стал прошедший 29 марта круглый стол о проблемах дизайн-образования в России и возможностях визуальной трансляции объектов традиционной культуры средствами дизайна. В числе гостей фестиваля в Сыктывкар приехал доктор наук, заведующий кафедрой дизайна Удмуртского государственного университета Константин Ившин, с которым мы побеседовали о традиционной культуре и ее развитии в Республике Коми.

Круглый стол проходил в Зефирном зале Центра культурных инициатив «Югор», где собрались студенты СГУ им. Питирима Сорокина и других учебных заведений, а также преподаватели и сотрудники университета. Ведущим выступила старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна Сыктывкарского университета, член Союза дизайнеров России Анелия Лянцевич. В качестве гостей Круглого стола были приглашены доцент кафедры ДПИ, народный мастер России Ирина Земцова, директор Института культуры и искусства Людмила Гурленова, член Союза художников России Анжела Разманова, а также и.о ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова.

Темы для обсуждения на круглом столе задали сыктывкарские студенты-дизайнеры, а также их коллеги из Удмуртского госуниверситета, представившие разнообразные проекты, объединенные идеей отражения традиционной культуры средствами современного дизайна. Первым проектом, сразу вызвавшим большой интерес и горячее обсуждение экспертов стала презентация виртуального музея, посвященного истории Усть-Цильмы авторства Елены Наддака и Анастасии Овериной.

Идея заключалась в создании интернет-сайта с особым графическим исполнением, пользователь которого смог бы использовать интерактивные элементы виртуальной среды и узнавать историю музейных экспонатов, предметов старины и культурных объектов. Авторская интерпретация традиционных культурных мотивов Усть-Цильмы дала толчок к дискуссии о границе между видением художника и бережным отношением к исторической подлинности – например, к вопросу «А почему здесь вообще изображен этот цветок?» круг экспертов подошел со всей серьезностью.

Другие презентации также относились к теме популяризации культурной традиции. Так, проекты Полины Кратц были посвящены новогоднему оформлению Стефановской площади в Сыктывкаре и дизайну упаковки для еды в тематическом цветовом решении. Дария Першина предложила идею брендинга Усть-Куломского района. Студентки УдГУ Екатерина Шеффер и Дарья Ардашева представили проекты «Город на Сысоле», а также дизайн-проект для санатория «Ува».

Защитить свое авторское видение и аргументировать художественные решения не для всех оказалось простой задачей. Во время обсуждения проектов был обозначена важная задача – для грамотного выражения дизайнером своего авторского видения при работе с элементами традиционной культуры необходимо создать своеобразный визуальный алфавит. Такие законы смогут помочь дизайнеру не допускать ошибок и соблюсти границу между узнаваемостью культурного кода и его современной интерпретацией.

Гость фестиваля, член Союза дизайнеров России, доктор технических наук, заведующий кафедрой дизайна Удмуртского государственного университета Константин Ившин поделился своими впечатлениями о своем визите в СГУ им. Питирима Сорокина:

Константин Ившин

Член Союза дизайнеров России, доктор технических наук, заведующий кафедрой дизайна Удмуртского государственного университета

— Как научный руководитель, я рад возможности воочию наблюдать научную работу в Сыктывкарском университете. Мы хотим сотрудничать и развивать нашу совместную деятельность, искать новые перспективы, и эту идею поддержали все деятели науки и искусства, посетившие фестиваль. Прошедший круглый стол особенно понравился широтой мнений, там присутствовали эксперты не одного «полушария». Разные точки зрения на вопрос современного дизайна и традиционной культуры, порой противоположные, помогли привести к положительной резолюции и поставить задачу: определить курс и дисциплину для дизайнеров, в рамках которой будет проходить консультирование студентов. Это развитие, это – реальная работа над образовательным процессом.

С мнением Константина Ившина согласилась Анелия Лянцевич, отметив важность авторского пути для художника:

Анелия Лянцевич

Член Союза дизайнеров России, старший преподаватель кафедры Изобразительного искусства и дизайна СГУ им. Питирима Сорокина

— Мы подняли вопрос: Как сохранить на базе университета традиционную культуру средствами дизайна. И разумеется, дизайнер смотрит со одной точки зрения, мастер декоративно-прикладного искусства – со второй, декоратор – с третьей. Единой формулы нет, потому так важно общение и сотрудничество – мы можем узнавать, изучать, но при этом, как художники, идти своей дорогой.

Традиционная культура сегодня – это популярная тема, которую развивают многие современные художники и дизайнеры. Эксперты подчеркнули, что сохранять и внедрять мотивы старины в современное культурное поле нужно аккуратно и тонко.

— Традиционная одежда не должна и не может заменить повседневную – удобную, практичную, ведь она и в старину была такой же. Внедрить традиционную эстетику можно и в праздничный наряд, и в бытовой предмет, как например, в упаковку для еды, проект которой мы обсуждали на круглом столе. В предмете быта традиционный мотив должен был минимальным – задать цвет, элемент и больше не трогать. Упаковка должна оставаться упаковкой. А вот если это плакат или афиша – вот здесь найдется место яркости и колориту, — рассуждает Константин Ившин.

В качестве примера наиболее удачного продвижения бренда национальной культуры в мире эксперты единогласно называют скандинавский опыт.

— Популярный стиль хюгге, например – это широкое понятие. Оно работает и с цветами в интерьере, и с оформлением дома, и с образом жизни. Скандинавские страны вывели идею на высокий уровень, бренд стал очень модным, распространенным, и в то же время сохраняющим национальную идентичность, идущую прямиком из традиционного искусства. Еще можно привести в пример посуду, текстиль, оформление станций знаменитого Стокгольмского метро – там использованы цвета на основе природных материалов. Национальная культура в тренде. Такая цель есть и у нас, — поделились эксперты.

Финальным мероприятием Межрегионального фестиваля традиционного и современного искусства стало подведение итогов и просмотр студенческих работ. В дни фестиваля ижевские и сыктывкарские студенты обменивались технологиями и опытом с целью найти идеальное сочетание традиционной рукотворной и компьютерной графики, что помогало студентам-дизайнерам в новых выражениях авторского видения, в поиске гармонии между ручной обработкой изделия и использованием компьютерных технологий. На финальном собрании студенты предоставили свои работы на обсуждение и выслушали советы своих научных руководителей.

На вопрос, почему так важно сохранять национальную культуру, Константин Ившин отвечает просто:

— Потому что мы всегда стремимся сохранять лучшее. В светской жизни — лучшую школу хоккея, балет, фигурное катание. Если проигрываем в лыжных гонках – у нас трагедия. Это наш национальный код, мы помним, что мы в этом – первые. Так и с национальной культурой. Мы хотим соответствовать идентификации культурного кода, знать ответ на вопрос «Кто мы?». Это лучшее, что было в нашей культуре, возникло на этом ландшафте, в эту погоду и прошло через сито времен. Так зачем же изобретать велосипед?

У вас, в Республике Коми, традиционная культура – настоящее лицо республики, ее бренд. Одна из причин того, что мы снова здесь – это ваши яркие художники и ремесленники, бережно сохраняющие культурное наследие Севера. Я бы сказал, что в Республике Коми есть не только недра природы, но и богатейшие недра национальной культуры, – подытожил профессор.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.