Площадка «Новые форматы современных медиа» образовательного проекта «Цифровая республика» (Digital Republic), который прошел сегодня в СГУ им. Питирима Сорокина, помимо большого количества региональных экспертов приняла двух федеральных – политолога и политтехнолога Дмитрия Солонникова и директора Северо-Западного филиала «Российской газеты» Анжелику Гурскую. После лекции политолога на панельной дискуссии экспертное сообщество обсудило запросы современных читателей СМИ и роль личности в современных медиа.

Владимир РАбкин

Реклама и связи с общественностью, 2 курс

В рамках проекта Цифровая республика» (Digital Republic) на базе СГУ им. Питирима Сорокина работали сразу три тематические площадки. Одной из них стала площадка «Новые форматы современных медиа», на которой студенты, преподаватели вузов и колледжей, а также федеральные и региональные эксперты обсудили вопросы развития и состояния информационной среды как в регионе, так и в стране в целом.

Работа площадки стартовала с открытой лекции политолога и политтехнолога, директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова. В своем выступлении он рассмотрел факторы, способствующие формированию новых форматов медиа, затронул проблему сокращения печатных изданий и увеличения количества авторов. Также спикер обозначил тенденцию упрощения контента в современных медиа.

— Важнейшим моментом становится сегментирование информации. В интернете есть все, но как сделать так, чтобы пользователь получил достоверную информацию? Есть два подхода: первый заключается в создании различных поисковых систем, при этом пользователи сами ищут нужную информацию. Второй подход представляет собой создание информационных потоков под каждого индивидуального пользователя, – отметил Дмитрий Солонников.

Помимо этого, разговор зашел об уровне контента современных медиа. Самым дорогим ресурсом в сети лектор назвал внимание пользователей. Сегодня каждое современное медиа пытается привлечь его с помощью различного по качеству контента. Одним из следствий таких соревнований между СМИ является преобладание оперативности над качеством выдаваемой информации. В конце лекции каждый участник площадки мог задать вопрос спикеру и получить развернутый ответ.

После лекции участники площадки отправились на панельную дискуссию по теме «Современные масс-медиа: новые вызовы и запросы гражданского общества». Модератором дискуссии выступил Дмитрий Солонников.

Одним из первых вопросов, который возник в ходе обсуждения, стало само определение новых форматов.

— Telegram-каналы и социальные сети – это конкуренты традиционных СМИ. Как раз их формат и можно назвать новым форматом. Поколение 16-18 лет не черпает информацию в традиционных СМИ. Оно берет ее из социальных сетей, не читает газет, не читает журналов, не является потребителем федеральных средств массовой информации, если только это не их специализация, — высказала точку зрения директор Северо-западного филиала «Российская газета» Анжелика Гурская.

По ее мнению, нельзя сказать, какими будут эти форматы через год. В частности, Фейсбук может стать в будущем «старомодной площадкой». На смену ему пришел, например, Telegram – он стал источником эксклюзивной информации для журналистов и тут же ввел новый тренд – отсутствие личности в новых медиа. Не у всех участников эта новая черта медиа вызвала положительный отклик:

— Я не соглашусь с обезличенностью. Я нахожусь в центре общественности, и на самом деле обезличенности люди не верят, — возразила руководитель исполнительной дирекции Общественной палаты Коми Александра Афонина.

Дмитрий Солонников заявил о том, что все печатные СМИ через какое-то время прекратят свое существование.

Ему возразила директор Северо-Западного филиала «Российской газеты» Анжелика Гурская:

— Печатные СМИ бывают разными. Городские и районные издания имеют большие перспективы, особенно если они сфокусируются на своей работе, и будут внедрять инновации в свою деятельность, — сказала она.

Об актуальности школьных печатных СМИ рассказала председатель регионального отделения Российского движения школьников в Республике Коми Ольга Медведева:

— Школьная газета имеет определенную миссию – это история учреждения, это отражение того, чем живут дети сейчас, это возможность для родителей узнать, чем живет их ребенок, — высказалась представитель Российского движения школьников.

Еще одной ключевой темой, которая беспокоила экспертов и участников, стал характер нынешнего медиаобразования, его необходимость и следующий из всего этого закономерный вопрос – какими в условиях быстрого развития технологий будут журналисты.

— Все меняется с космической скоростью. В режиме адской молнии нужно сейчас жить журналистам, руководителям СМИ, чтобы успевать за теми процессами, которые в средствах массовой информации происходят, — отметила Анжелика Гурская.

Конкуренцию СМИ сейчас составляют и блогеры – они зарабатывают при помощи социальных сетей и собирают аудиторию больше, чем самые популярные телеканалы. При этом не все из них имеют профессиональное образование.

Каким же должен в таких условиях быть журналист, как эти тренды его меняют, нужно ли ему получать диплом по специальности – задались вопросом участники дискуссии.

— За последнее время базовые компетенции журналиста и пиарщика серьезно расширились и видоизменились. Требования стали более высокими. Теперь эти специалисты должны уметь не только производить новое, но и вести диалог с читателем или потребителем, — подчеркнула Эльвира Илатовская, заведующий отделом по обеспечению деятельности администрации главы Коми.

Как отметила Елена Рыжова, заведующий кафедрой журналистики СГУ им. Питирима Сорокина, проблемы в этой области 10-летней давности актуальны до сих пор. Это и соотношение теории и практики, это и состояние образовательной программы, насколько она удовлетворяет потребностям быстро развивающихся СМИ.

— Я хотел спросить у коллег, реально работающих с выпускниками. Каких выпускников вы отбираете? Какие компетенции нужны вам прежде всего? — спросил Дмитрий Солонников.

По словам генерального директора республиканского телеканала «Юрган» Александра Кузнецова, им нужны люди с амбициями, которые будут готовы расти вперед. И смысл в том, чтобы дать им образование, есть. С его словами согласился генеральный директор – главный редактор БНК Алексей Лазарев:

— Безусловно, грамотный должен быть человек. Классическое образование должно быть, на мой взгляд. И он должен быть любознательным, вот и все. Дальше – мы научим его. Человек любознательный должен интересоваться всем, не только, к примеру, культурой, он должен иметь широкий кругозор. Это невозможно без классического университетского образования.

По итогам обсуждения участники панельной дискуссии приняли резолюцию – на основе ее в будущем можно будет строить работу как студентам-журналистам, так и специалистам.

По материалам ИА БНК

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.