Две кафедры и музей археологии СГУ им. Питирима Сорокина завершили работу по созданию на сайте университета тематического блока «Зырянский быт», характеризующего этнографическую триаду – дом, одежда и кухня – как зримые и наиболее яркие грани народной культуры коми (зырян).

«Зырянский быт» – совместный проект музея археологии и этнографии, кафедры истории России и зарубежных стран Института истории и права, кафедры информационных систем Института точных наук и информационных технологий СГУ им. Питирима Сорокина. На сайте университета теперь появились четыре раздела:

 «Зырянский домострой» (zb.syktsu.ru);

 «Зырянская одежда» (zo.syktsu.ru);

 «Зырянская кухня» (zk.syktsu.ru);

 «Кухонный инструментарий» (zp.syktsu.ru).

Материалы, размещенные в этих блоках, обеспечивают наглядность при обучении по курсу этнографии коми (зырян), и направлены на популяризацию знаний по традиционной культуре.

Автор проекта, составитель текста и видеоряда – к.и.н., доцент кафедры истории России и зарубежных стран Института истории и права Татьяна Чудова, руководитель IT разработки – к.ф.-м.н., доцент кафедры информационных систем Института точных наук и информационных технологий Юрий Гольчевский.

В разработке дизайна и страниц сайта приняли участие студенты Института точных наук и информационных технологий Иван Чаланов (Зырянский домострой), Татьяна Федяева (Зырянская кухня), Евгений Савин (Кухонный инструментарий), а также студентка колледжа экономики, права и информатики Кристина Иевлева (Зырянская одежда).

«Зырянский домострой»

В тематическом разделе «Зырянский домострой» представлена характеристика этнокультурного пространства и всего комплекса, связанного с возведением жилых и хозяйственных построек, включая декор дома, внутреннюю планировку и интерьер избы, а также технологию и технософию строительства. Характеристика всех объектов домостроя сопровождается видеорядом. Типы домов имеют привязку к карте Республики Коми, что позволяет наглядно представить локальные варианты зырянского домостроя.

Адаптация человека к природной и социальной среде обитания связана со способами формирования места жительства, доместикацией пространства, что составляет основу культуры расселения, которая представляет собой систему знаний и навыков, определяющих локализацию поселений и отдельных хозяйственных построек в пределах освоенной территории. Эта система включает как нематериальные знания и навыки, так и материальные объекты,

– комментирует Татьяна Чудова.

В основе традиционного этнокультурного пространства лежит идеальный образ культурного ландшафта народа, который первичен по отношению к географической реальности, он укоренен в этнических основаниях культуры, выражается в пространственной ментальности, стереотипах мысли и поведения. В процессе формирования этнокультурного пространства наблюдается сотворчество человека и природы, объекты которой органично вписаны в доместицированное пространство, выступая определенными опорными точками в очерчивании и структурировании окультуренного ландшафта.

Как отмечает Татьяна Чудова, главной доминантой в процессе окультуривания природного окружения выступала река, ассоциирующаяся в народной культуре с мировой рекой, которая задает структуру освоенного пространства и выступает способом горизонтального пространственного измерения. На топографическое размещение селений или тип заселения особое влияние оказывали экономические и производственные факторы. Использование двух принципов (подобия и контраста) в согласовании природной и архитектурной среды обитания позволяло придать оригинальность и неповторимость каждому поселению.

«Зырянская одежда»

Тематический раздел «Зырянская одежда» дает представление о народной мужской, женской и детской одежде с характеристикой всего комплекса, связанного с изготовлением тканей, поясов, вязаных изделий и др. Описание комплекса одежды сопровождается видеорядом.

Раздел рассказывает о том, что народная одежда отражает особенности хозяйственно-производственной деятельности и нормы социальной организации, художественно-эстетические воззрения и идеологические представления, традиции и стереотипы. В разных районах Республики Коми женщины носили самобытные сарафаны, отличающиеся материалом, кроем и украшениями. Обязательным атрибутом женского костюма был головной убор, так как считалось неприличным выйти на улицу с непокрытой головой. Девушки на голове носили ленты, свернутый в виде полосы платок или венчик, вышитый бисером и украшенный лентами. В орнамент свадебного головного убора органично вписаны фигурки мужчины и женщины, обрамленные кругом, как пожелание счастливой семейной жизни. Мужской костюм состоял из штанов, рубахи и пояса. Мужская рубаха, как, впрочем, и женская, украшалась яркими вставками подмышками и на плечах.

Мужской и женский костюмы дополнялись вязаными из шерстяных цветных ниток чулками с геометрическим узором, особой красотой отличались мужские носки, которые невеста на свадьбе дарила своему жениху и свекру.

Зимняя верхняя одежда мужчин и женщин была одинаковая, она шилась из овчины, а на ногах носили валенки, скатанные из овечьей шерсти. Ижемские коми, в хозяйственной стратегии которых особое место занимало оленеводство, шили зимнюю одежду (малица, совик) и обувь (пимы, липты) из оленьих шкур.

«Зырянская кухня»

Тематический раздел «Зырянская кухня» посвящен характеристике продуктового сырья, технологии приготовления блюд и застольного этикета. Описание продуктового сырья сопровождается видеорядом блюд.

Как рассказывает Татьяна Чудова, экологическая среда обитания и хозяйственная деятельность предопределили зерново-мясомолочный тип питания с сохранением доли промысловой продукции. В продуктовом наборе выделяются три пласта, определяемые по времени включения в рацион питания. Основной пласт был представлен продукцией, получаемой в результате основных хозяйственных занятий. Это зерно, мясомолочная и овощная продукция, дичь и рыба. Количественным и качественным разнообразием отличались каши и выпечка, которые составляли основу питания, что отразилось в собирательном названии еды «шыд-рок» («суп-каша»). В будничное меню, входили мясомолочные, рыбные блюда и дичь с небольшими включениями овощей и дикоросов, что свидетельствует о сбалансированном питании. Мясомолочные и рыбные блюда не часто появлялись на столе, что связано было с практикой соблюдения христианских постов, длились которые более 200 дней в году.

Собирательное название еды, означающее сытую жизнь, определялось как «чериöн-яйöн овны» (с рыбой-мясом жить) или «йöл-яй вылын овны» (на молоке-мясе жить).

Субстратный пласт отражает ранее существовавшую систему хозяйства и представлен дикоросами, которые обеспечивали витаминную составляющую рациона питания и вносили разнообразие в меню. Третий, суперстратный, пласт связан с развитием торговли. Для коми (зырян) было характерно горячее питание, что обеспечивалось наличием русской духовой печи. Сбалансированное меню, приспособленное к природной нише проживания, горячее питание и соблюдение режима приема пищи выступали залогом сохранения здоровья.

Тематический раздел «Кухонный инструментарий» как составная и необходимая часть кухни коми (зырян) посвящен характеристике различных предметов, предназначенных для решения вопросов, связанных с обработкой и хранением продуктового сырья, приготовления блюд из него. В основу классификации кухонной утвари положен материал, который диктовал определенные технологические приемы изготовления. Природный материал и разные технико-технологические способы изготовления позволяли создавать совокупность типологически разнообразных предметов, форма, конструкция и размеры которых были выработаны на протяжении многих веков и идеально подходили для решения технологических нужд кухни. Характеристика типов кухонной утвари дополнена фотографиями типов кухонной утвари.

Медиацентр Verbum
По материалам Татьяны Чудовой

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.