Молодые ученые о науке в их жизни

Для кого-то наука — это непонятное слово, а для кого — смысл жизни, желание сделать этот мир еще лучше, чем он есть. Сегодня молодые ученые СГУ им. Питирима Сорокина расскажут вам о том, что наука — это круто и почему важно ей заниматься.

Екатерина Ахмадуллина

Журналистика, 3 курс

Руслана Тубылевич, документовед научно-исследовательской лаборатории «Филологические исследования духовной культуры Севера», аспирант

О «своей» теме. Сфера моих научных интересов — древнерусская литература, а именно воинские повести. Исторические романы я исследую с точки зрения сюжета, образов, мотивов отдельных воинских повестей. Это касается романов о событиях татаро-монгольского ига, которые так или иначе опираются на сведения из летописей. К своей теме я пришла постепенно. Три года я изучала женские образы в повестях Куликовского цикла, а затем два года сопоставляла, как некоторые женские образы древнерусской литературы, например, княгиня Ольга, были воплощены в кинематографе — в фильме Юрия Ильенко «Легенда о княгине Ольге». Также изучала, как воплощался образ женщины древней и средневековой Руси в фильмах Сергея Эйзенштейна («Иван Грозный»), Павла Лунгина («Царь») и других. Поскольку меня заинтересовало, как персонажи одной эпохи воплощаются в произведениях другой, уже под другим углом, иными средствами и с другими акцентами, мы с научным руководителем д.ф.н. Михаилом Мелиховым обратили внимание на то, как образы, сюжеты и мотивы древнерусских воинских повестей воплощаются в исторических романах.

О роли науки в жизни. Наука лично для меня — увлекательное исследование и поиск ответа на вопрос, каким был человек на разных этапах своего пути, о чем думал и что было для него особенно важно. Кроме того, это дает возможность понять современного человека. Безусловно, я пока далеко не ученый, но мне интересно пытаться попробовать себя в научной деятельности, замечать маленькие улучшения в том, как я изучаю текст, как меняется представление о предмете исследования. Думаю, что роль ученого в современном обществе — способствовать дальнейшему развитию науки и культуры, сохранять, в том числе и от забвения, наше прошлое и вдохновлять молодое поколение на изучение нашего мира, на реализацию своих способностей и талантов.

О молодежи в науке. Возможно, не такое большое количество молодых ученых сегодня связано с недостатком времени и сил, которые они тратят на учебу или работу (и часто и на то, и на то). Не всегда сразу находится область исследования, которая достаточно заинтересует и вдохновит «дерзнуть».

Совет. Прежде всего, настроиться на серьезную и вполне выполнимую работу, ничего не бояться и попытаться поступить в аспирантуру. Дальше она все покажет!

Михаил Ласек, старший лаборант кафедры радиофизики и электроники СГУ им. Питирима Сорокина

О «своей» теме. На данный момент я занимаюсь исследованием структурных и высокочастотных электромагнитных свойств композитных тонких пленок. Композитные тонкие пленки — это пленки, изготовленные из объединения разнородных материалов в общую структуру, свойства которой отличаются от свойств отдельных компонентов. Например, объединили атомы металлического сплава и диэлектрика, в результате возникла новая структура, отличная от структуры металлического сплава и диэлектрика. Также люблю заниматься электроникой, которая сегодня близко связана с программированием. К исследованию композитных пленок я пришел на четвертом курсе. Заведующий кафедрой предложил работу, связанную с этими исследованиями. С тех пор я занимаюсь наукой.

О роли науки в жизни. Наука для меня, во-первых, это поиск и подготовка композитных тонких пленок с дальнейшими экспериментальными и теоретическими исследованиями. Во-вторых, работа с оборудованием и экспериментальными установками, некоторые из них изготавливаются самостоятельно. В-третьих, применение и написание вычислительных программ для теоретических исследований. И, напоследок, это публикация полученных результатов. Я выбрал науку, чтобы продолжать изучать что-то новое и близкое мне, как это было во время учебы в университете и одновременно чтобы можно было с помощью интересного дела зарабатывать. Ученый — это источник развития взаимодействия людей с окружающим миром.

О молодежи в науке. Сложно ли сейчас увлечь молодежь наукой? Все зависит от того, с каким временем сравнивать.

Совет. Я бы посоветовал поучаствовать в научных конференциях для знакомства с учеными, от которых можно получить полезные знания, опыт, материалы для исследований и возможность организовать научное сотрудничество.

Олег Гуров, студент 2 курса магистратуры по направлению «Физика» СГУ им. Питирима Сорокина, педагог дополнительного образования по направлению «Робототехника» в детском технопарке «Кванториум»

О «своей» теме. Сфера моих научных интересов — это физика, в частности область беспроводной передачи энергии, то есть передача энергии по воздуху на большое расстояние. В СГУ проходил конкурс «УМНИК» от Фонда содействия инновациям. Мой научный руководитель — Михаил Ласек, предложил поучаствовать в этом конкурсе с идеей о беспроводной передаче энергии. Меня эта идея сильно заинтересовала, я начал активно ее исследовать, подготовил презентацию и выступил перед членами жюри. Через три месяца пришла новость о моей победе в этом конкурсе и мне назначается грант в размере 500 000 рублей на дальнейшую реализацию идеи. На эти деньги я приобрел солнечные панели и лазеры, необходимые для создания установки беспроводной передачи энергии. Спустя год я собрал установку и защитил с нею диплом, еще через год написал научно-технический отчет о проделанной работе. От имени СГУ отправили заявку на изобретение в Роспатент, на этом мое участие в конкурсе было завершено.

О роли науки в жизни. Наука — это часть жизни, в которой совмещаются как и элемент творчества, так и строгий научный расчет. Она является одновременно и работой, и хобби. У меня была тяга к открытию чего-то нового, неизведанного. Тяга сделать этот мир лучше, оставить свой след в этом мире. Ученые черпают вдохновение от чего-то высокого, невообразимого, нереально далеких целей, таких как покорение космоса, например, и, вдохновляясь этим, ученые привносят в этот мир новые открытия, которые чуточку расширяют границы человеческого сознания.

О молодежи в науке. Молодых людей трудно увлечь наукой — это правда. Наука нереально сложная, нужно заниматься ею долгие годы, прежде чем придут первые успехи. К счастью, современный уровень образования позволяет снизить порог вхождения в науку, ею можно уже заниматься с 12 лет! Я сейчас являюсь педагогом в детском технопарке «Кванториум» и для меня стало удивительным открытием, что в наше время школьники 10-12 лет уже занимаются тем, чем я занимался только на 1-4 курсах университета! Представьте, каких успехов они могут достичь, если получат доступ к высокотехнологичным знаниям и оборудованию в столь раннем возрасте! Они действительно изменят мир и лет через 10 начнут создавать свои высокотехнологические установки, как и я в свое время.

Совет. Совет прост — у всех есть мечта: будь то покорить космос, или найти лекарство от всех болезней, или раскрыть тайны древних цивилизаций. Все, что вам нужно делать — это неистово сильно верить в свою мечту, жить ею, питаться ее энергией, и тогда она сама вам подскажет путь к освоению столь великой сферы жизни, как наука.

Татьяна Бровкина, заведующий отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки СГУ им. Питирима Сорокина, преподаватель кафедры русской филологии Института гуманитарных наук

О «своей» теме. Область моих научных интересов — древнерусская литература, история русской литературы, библиотечное дело. Я имею дело с рукописными, старопечатными и редкими изданиями, личными книжными коллекциями. Как исследователь я уже более 10 лет занимаюсь изучением древнерусских повестей о происхождении табака: литературными произведениями, созданными в XVII веке, известными в большом количестве рукописных списков. Защитила по этой теме кандидатскую диссертацию. Интерес к древнерусской литературе и рукописной книге появился еще в студенческие годы благодаря д.ф.н, проф. Татьяне Волковой, которая на первом курсе читала нам «Историю древнерусской литературы», а затем предложила мне писать курсовую работу. Это было что-то совершенно новое, неизведанное, но очень интересное. Нужно было не только проанализировать сюжет произведения, выявить основные особенности текста, но и сначала транслитерировать текст с древнерусского языка на русский. В студенческие годы у нас в группе были курящие девочки, и Татьяна Федоровна иногда, в шутку, просила, чтобы я им в назидание рассказывала сюжеты изучаемых мной повестей: там табак вырастает из трупа, описываются пытки и мучения курильщиков, но курить так, кажется, никто и не бросил!

О роли науки в жизни. Лично для меня наука — это возможности. Можно рассказать о своих научных интересах, познакомиться с интересными людьми, открыть что-то новое для себя, узнать, чем живут коллеги, перенять опыт старшего поколения. Мне нравится заниматься наукой. Появляется некий исследовательский азарт: что будет, если найдется еще один список произведения, как он изменит общую картину, или почему, например, в личном собрании ученого-биолога так много книг по искусству и живописи? Находишь ответы на эти вопросы — испытываешь интеллектуальный кайф. Роль ученого в современном обществе велика, и она была велика всегда. Без разработок ученых мы бы до сих пор ходили пешком, а не летали на самолетах, жили в деревянных домах, чаще болели и так далее.

О молодежи в науке. В современном мире много интересных направлений для молодых людей, наука — только одно из них. Наукой, действительно, сложно увлечь, так как она требует постоянных усилий для получения результата, и результат этот иногда совсем не такой, каким виделся в начале пути, а современная молодежь иногда желает добиться быстрого успеха при минимуме затрат.

Совет. Мой главный совет – пробуйте! Не попробовав, нельзя узнать, ваше это дело или нет. Стоит написать курсовую работу по конкретной теме, поучаствовать в конференции, посетить открытую лекцию. Сейчас есть множество возможностей: гранты молодым исследователям, программы стажировок, обучение за границей и другие. Если вы не станете великим ученым, занятия наукой помогут вам четко излагать свои мысли, отстаивать выбранную точку зрения, систематизировать знания. Если не получилось с первого раза, попробуйте снова! Ищите, творите, мечтайте!

Лариса Карлова, студентка второго курса магистратуры по направлению «Химия природных и синтетических объектов», лауреат Премии правительства Республики Коми в области научных исследований за работу «Синтез и исследование физико-химических свойств фаз Аурвиллиуса»

О «своей» теме. Сфера моих научных интересов, по большей части, конечно, это химия. Однако в моей научной работе с физикой тоже приходится иметь дело. Тему, которой я занимаюсь, предложила мне мой научный руководитель, доцент кафедры химии Надежда Жук. Я сразу понимала, что учеба по моей специальности тесно связана с научной работой.

О роли науки в жизни. Для меня, наука — это исследование чего-то нового, еще не изученного, подтверждение или опровержение уже имеющейся теории эмпирическим путем. Я занимаюсь наукой, потому что это интересно. В современном обществе ученые играют огромную роль: они напрямую связаны с научно-техническим прогрессом и улучшением в качества нашей жизни.

О молодежи в науке. Я не соглашусь с тем, что молодежь сейчас сложно увлечь наукой. Сейчас достаточно много молодых ученых и исследователей. С умелым и интересным преподаванием дисциплин в школе и университете можно увлечь молодежь идти дальше в науку.

Совет. Хорошенько оценить свои силы. А тем, кто вступил на этот путь, терпения и упорства.

Михаил Виноградов, Институт точных наук и информационных технологий, аспирант

О «своей» теме. Когда я учился еще на бакалавриате, на кафедре информационной безопасности, меня заинтересовали темы реализации защищенных каналов связи, VPN и методов шифрования. Все они так или иначе связаны с математикой – она нужна для полноты понимания всех процессов, их оптимизации. Меня всегда привлекали разбор и проектирование сложных процессов, систем и механизмов в любой отрасли. Я занимался разработкой утилитов и скриптов для упрощения работы по сбору информации по инвентаризации, сетевому трафику, системному администрированию в организации. VPN всегда был востребованной технологией, а в период эпидемии и перевода сотрудников на удаленку – особенно. Любая работа так или иначе связана с обработкой различного рода тайн: чаще всего это служебная информация, коммерческая тайна либо персональные данные. К защите этих данных предъявляются особые требования со стороны организации. Важно не допустить перехват данной информации, обнаружить попытки взлома или подмены пользователя, который подключается к системе удаленно. И это только несколько примеров, а существует довольной большой список угроз и уязвимостей, которые могут быть реализованы со стороны злоумышленников. Из нового сейчас изучаю архитектуру и принцип работы АРМ процессора, плавающую точку, ассемблер этого процессора.

О роли науки в жизни. Наука — это призма, через которую я выражаю часть своих мыслей и эмоций. Возможно, эпилог моих изысканий, проб и ошибок. Я считаю, что специалист, который развивается в ширь, изучает что-то и стоит за процессами и явлениями на разных уровнях, не может не заниматься наукой.

О молодежи в науке. Все зависит от цели: для многих первично показать свою доминантность различными способами или стать конкурентоспособным на рынке труда. Наука — совсем про другое, по крайней мере если брать качественные наработки.

Совет. Если вы рассматриваете науку как способ достижения высокого положения в обществе либо получения материальных благ, то вам ею заниматься не стоит. Есть способы проще и доступнее. Наука — череда проб, ошибок и неудач. Если у вас есть стержень и вы готовы продолжительно работать на результат, каким бы он ни был, то задуматься стоит.

Екатерина Никитина, студентка Института истории и права

О «своей» теме. Мое внимание приковывают российские арктические территории. Я занимаюсь изучением существующих там социально-экономических, демографических и экологических проблем. Но в основном мои исследования базируются на теме сохранения культурно-исторического наследия (языки, традиции, фольклор) коренных народов Арктики в современном инновационном мире. В школе я никогда бы не подумала, что меня так увлечет Арктика и все, что с ней связано. На первом курсе Института истории и права, в музее археологии и этнографии, я нашла журнал National Geographic Россия с заголовком «Арктика. Зима отменяется». Погрузившись в чтение, заметила, что российская Арктика еще недостаточно изведана, и ответы на многие актуальные вопросы остаются «открытыми». Много вопросов в исследовании северной местности обнаруживается вокруг малочисленных жителей, ведущих племенной и полуплеменной образ жизни, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности.

О роли науки в жизни. Наука — это безграничная материя для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала. Она заставляет думать, помогает принимать решения, наводит порядок в голове, приводит каждую частичку тела в тонус. Я воспринимаю ее как своего друга, помощника, который всегда благосклонен ко мне. Наука для меня, во-первых, это социальная ответственность. Сама мысль, что мое исследование с новыми идеями по улучшению условий, качества жизни определенной категории населения поможет ей существовать полноценно, порождает стремление сделать работу максимально полезной для общества. Во-вторых, сам процесс написания статей доставляет мне огромное удовольствие, особенно, когда я с достоинством принимаю вызов пустого белого листа и начинаю творить! Именно научные труды позволяют общественности, политическим лидерам увидеть всю полноту картины того или иного региона, слабые и сильные стороны.

О молодежи в науке. К сожалению, молодежи в науке ученых становится все меньше. Свободное время занимают иные «прелести» студенческой жизни: волонтерство, музыка, театр, танцы, тьюторство. Не спорю, что подобные увлечения также важны в профессиональном и личностном становлении студента. Тем не менее, наука у молодежи находится не в приоритетном ряду интересов. Почему? Потому что студенты воспринимают ее как нечто «недосягаемое», очень трудоемкое, неинтересное и однообразное. А нужно взять и развеять этот миф! Посмотреть на науку с творческой стороны. Для этого необходима усиленная работа председателей научных студенческих сообществ институтов.

Совет. Главное — поверить в то, что ты можешь, казалось бы, невозможное. Тогда любые препятствия будут считаться кажущейся видимостью.

Николай Горбач, второй курс магистратуры, направление «Экология и природопользование»

О «своей» теме. Я изучаю историю пожаров в голоцене (это эпоха в которой мы живем после последнего крупного оледенения). Регионы, в которых у нас проходят исследования (бореальная зона), аккумулируют огромное количество углерода на нашей планете (древостои, торфяники и пр.). Изучив историю, мы можем дать оценку состояния климата на сегодняшний день, и попытаться спрогнозировать будущие изменения. Пожары высвобождают парниковые газы в атмосферу, те вызывают потепление и учащение пожаров. И пока что непонятно, к чему это все приведет: либо к потеплению и ухудшению ситуации на планете, либо к новому ледниковому периоду. Для анализа и реконструкции пирогенной истории, я произвожу подсчет макроскопических частиц угля в разных торфяных горизонтах и рассчитываю все это в среде программирования R. Для отбора проб ездил на юг республики в Национальный парк «Койгородский» и в Печоро-Илычский биосферный заповедник. Я изучаю именно торф, потому что он является уникальным архивам, хранящим информацию о климатических и экологических изменениях.

О роли науки в жизни. Наука — это способ изучить что-то новое и, конечно, напрягать голову. Роль ученого, по моему мнению, — искать что-то новое или грамотно обобщать данные прошлых исследователей, и пытаться сделать правильные выводы, например, улучшить качество жизни или предупредить что-то плохое.

О молодежи в науке. Молодых людей трудно привлечь в данную сферу, так как тут не заработаешь.

Совет. Больше читать.

Алексей Фадеев, 4 курс бакалавриата, направление «Картография и геоинформатика»

О «своей» теме. Я обучаюсь на направлении «Картография и геоинформатика», поэтому меня интересуют вопросы создания, редактирования и анализа пространственной информации. Важнейшим инструментом работы выступают карты и карты-схемы. Я обращаю особое внимание на сферу взаимодействия человека и природы, сейчас вместе со своими коллегами занимаюсь проблемой распространения чужеродных видов растений по территории Республики Коми. Я люблю и ценю географию, поэтому начал заниматься этой темой. Ни о каком глубоком интересе не может и быть речи: картография очень сложна, и я знаю совсем немного, чтобы говорить об этом всерьёз. Если я продолжу заниматься этой темой, задайте мне этот же вопрос через 20 лет, и тогда, возможно, мне будет, что добавить.

О роли науки в жизни. Наука — это способ познания окружающего мира, направленный на получение и систематизацию объективных знаний о реальности. Я занимаюсь этой деятельностью из-за своего любопытства, и мне кажется, что другие тратят на это время по той же причине. В современном обществе учёные являются проводниками и главными действующими лицами науки, реализующей познавательную, мировоззренческую, производительную, социальную, прогностическую, коммуникативную и культурную функцию.

О молодежи в науке. В таких вопросах следует опираться на цифры и статистику. Было бы хорошей идеей провести опрос по репрезентативной выборке, иначе мысли о сложности взаимодействия между молодыми людьми и наукой следует считать домыслами.

Совет. Тем, кто задумывается о том, чтобы стать ученым, могу дать несколько советов: 1. Попробуйте представить что-то необычное, невероятное, фантастическое и попытайтесь назвать условия, при которых вы скажете, что это возможно. Если вам удастся это сделать, скорее всего, вы начнёте развивать самое важное, на мой взгляд, качество учёного — гибкость мышления. 2. Попробуйте развить знание иностранных языков, в первую очередь английского. Если у вас будет получаться, полагаю, можно задуматься о карьере учёного. 3. Попробуйте подойти к человеку, которого вы считаете экспертом в своей области, и начать расспрашивать его о профессиональной деятельности. Если вы поймёте, что достаточно быстро увлекаетесь темой разговора, то, скорее всего, идея стать учёным может оказаться вам близкой. 4. Попробуйте открыть учебник или книгу, написанную в научном стиле, посередине, а затем прочитать, что там написано. Если у вас возникло желание узнать, с чем вы только что столкнулись, это может сигнализировать о вашей любознательности, без которой не существует ни одного учёного.

Екатерина Токовинина, Институт истории и права, 5 курс

О «своей» теме. Сфера моих научных интересов — это история ГУЛАГа. Огромная любовь к науке началась еще в школе, когда моими любимыми книжками стали учебники по истории. Мой научный путь продолжился в университете, где для меня стала очевидна одна очень простая истина — зачем «поглощать» уже «готовое знание», если можно добывать его самому? Вот уже 5 лет я занимаюсь изучением истории ГУЛАГа. Вопросы, связанные с этим явлением в судьбе нашей страны, не только вызывают у меня исследовательский интерес, но и находят глубокий отклик в душе. Несколько лет назад мне удалось увидеть собственными глазами кладбище репрессированных заключенных в поселке Абезь. Все, что осталось после этих людей, многие из которых были действительно безумно талантливыми и выдающимися личностями, – это маленькие металлические дощечки с номерами. Этот факт не позволяет мне оставаться равнодушной.

О роли науки в жизни. Наука — это вызов самому себе. Для меня это возможность рассказать миру то, о чем он еще не знает. Каждая статья – это кропотливый труд над различными видами исторических источников и обширным кругом научной литературы. Каждая конференция – это выход из зоны комфорта, возможность еще раз взглянуть на собственное исследование, пообщаться и обменяться опытом с другими участниками. История для меня – удивительный мир, при погружении в который, тяга к знаниям только возрастает. Одним из приятных бонусов является то непередаваемое чувство, когда ты читаешь архивный документ, который еще не был в руках ни у одного другого исследователя, и находишь новый исторический факт. На мой взгляд, история уже доказала, что прогресс невозможен без ученых. В современном обществе значение деятельности ученых возрастает с каждым днем, именно благодаря им человечество открывает для себя новые горизонты.

О молодежи в науке. На мой взгляд, увлечь молодое поколение наукой действительно достаточно нелегко. Этот процесс должен начинаться еще в школе, и во многом зависит от учителей. Личный опыт мне подсказывает, что если рядом находится человек, который «горит» наукой и способен поддержать в этом трудном начинании, то все обязательно получится.

Совет. Ищите то, что будет вам по-настоящему интересно. Хороший научный руководитель – 30% вашего успеха, постарайтесь найти человека, изучающего то же направление, что интересует вас. В каждой науке есть уникальные личности, черпайте вдохновение у асов своего дела. Наука любит трудолюбивых. Будьте упорны и терпеливы, уверены в своих начинаниях, и все обязательно получится.

Даниил Постельный, второй курс магистратуры направления «Экология и природопользование»

О «своей» теме. Альгология — наука, изучающая водоросли. Изучаю одноклеточные водоросли, в частности, вид Chloromonas reticulata. Водоросли — перспективный объект в биотехнологии для получения различных веществ, жиров, антиоксидантов и многого другого. В перспективе есть возможность очень хорошо заработать.

О роли науки в жизни. Это способ узнать что-то новое для себя, сделать то, что никто еще не делал. Потому, что это интересно и дает серьезное ускорение в написании выпускной квалификационной работы.

О молодежи в науке. Молодежи сложно в науке, особенно как в профессии, так как чтобы получать нормальную зарплату, нужно много лет отработать. Не все на это готовы. С тем же образованием, но в коммерческой организации, например, можно получать намного больше.

Совет. Главное не бросать на полпути, даже если будет очень сложно (а оно будет так).

Филипп Легкий, 1 курс магистратуры по направлению «Химия»

О «своей» теме. Сферой моих научных интересов стали эмульсии Пикеринга, в которых роль эмульгатора играют наночастицы целлюлозы. В настоящее время эти разработки нашим коллективом ведутся особенно интенсивно ввиду чрезвычайной новизны данной тематики в научных кругах. Спектр возможного применения настолько велик, что до конца его сложно оценить. Я сосредоточен на двух направлениях: эффективная доставка лекарств и биологически активных веществ в организм человека с одной стороны, и экологический проект утилизации разлитых нефтепродуктов на водных объектах с другой стороны. Каждый из них актуален для нашей Республики Коми, поскольку предполагает использование сырья местного происхождения.

О молодежи в науке. То, что молодежь не идет в науку связано не с тем, что у молодых людей отсутствиет интерес к науке, это связано с иллюзиями насчет того, что можно назвать успехом в науке. Ведь многие считают, что каждый день работы ученого сопровождается возгласами «Эврика!», что открытия у него будут на каждом шагу, что с каждым днем все эти открытия будут проникать в нашу повседневную жизнь. Все это иллюзия, искаженное представление. Да, не все так просто. Непросто выяснить суть какого-либо явления или свойства материала. Непросто получить какое-либо соединение. Нужно тысячу раз попробовать, прежде чем тебе будет сопутствовать успех. И мало того, даже то, что ты, казалось бы, получил, еще нужно тысячу раз перепроверить, так ли это на самом деле. Потом ты можешь внезапно узнать из литературы, что на другом конце света уже этот вопрос исследовали, и даже больше тебя, и даже успели запатентовать. Здесь важно не сидеть на месте, быстро решать, принимая опыт своих «конкурентов». И это часто входит вразрез с установками некоторых молодых людей, которым нужно все и сразу. Нужно много времени, сил, труда и вложений в науку, прежде чем она начнет приносить плоды.

Совет. Могу дать один совет — влюбись в науку! Полюби ее! А если ты уже начал мало-помалу этот путь, то полюби свою тематику настолько, насколько ты бы любил свою половинку. Поверь, она обязательно ответит тебе взаимностью.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.