Verbum продолжает серию публикаций о молодых ученых СГУ им. Питирима Сорокина. Сегодня – истории математика, изучающего методы шифрования и историка, занимающегося вопросами сохранения культурно-исторического наследия коренных народов Арктики.

Екатерина Ахмадуллина

Журналистика, 3 курс

Михаил Виноградов, Институт точных наук и информационных технологий, аспирант.

О «своей» теме

Все мои наработки в данный момент связаны с практическими задачами.

Когда я учился еще на бакалавриате, на кафедре информационной безопасности, меня заинтересовали темы реализации защищенных каналов связи, VPN и методов шифрования. Все они так или иначе связаны с математикой – она нужна для полноты понимания всех процессов, их оптимизации. В дальнейшем шла работа в области управления, менеджмента и оптимизации информационных процессов в организации.
Меня всегда привлекали разбор и проектирование сложных процессов, систем и механизмов в любой отрасли.

Я занимался разработкой утилитов и скриптов для упрощения работы по сбору информации по инвентаризации, сетевому трафику, системному администрированию в организации. Невозможно без цели начать какую-либо разработку. А чтобы эту цель найти, следует представить организацию в виде организма или механизма и выделить основные процессы, которые в нем происходят, понять, с помощью чего они происходят и рассмотреть методы.

Например, инвентаризацию оборудования можно проводить вручную, но все же лучше один раз поработать подольше и запустить программу для сбора необходимой информации, которая самостоятельно выведет всю собранную информацию в виде таблиц.

VPN всегда был востребованной технологией, а в период эпидемии и перевода сотрудников на удаленку – особенно. Любая работа так или иначе связана с обработкой различного рода тайн: чаще всего это служебная информация, коммерческая тайна либо персональные данные. К защите этих данных предъявляются особые требования со стороны организации. Важно не допустить перехват данной информации, обнаружить попытки взлома или подмены пользователя, который подключается к системе удаленно. И это только несколько примеров, а существует довольной большой список угроз и уязвимостей, которые могут быть реализованы со стороны злоумышленников.

Из нового сейчас изучаю архитектуру и принцип работы АРМ процессора, плавающую точку, ассемблер этого процессора.

О роли науки в жизни

Наука – это призма, через которую я выражаю часть своих мыслей и эмоций. Возможно, эпилог моих изысканий, проб и ошибок.

Я считаю, что специалист, который развивается в ширь, изучает что-то и стоит за процессами и явлениями на разных уровнях, не может не заниматься наукой.

О молодежи в науке

Все зависит от цели: для многих первично показать свою доминантность различными способами или стать конкурентоспособным на рынке труда. Наука – совсем про другое, по крайней мере если брать качественные наработки.

Совет

Если вы рассматриваете науку как способ достижения высокого положения в обществе либо получения материальных благ, то вам ею заниматься не стоит. Есть способы проще и доступнее.
Наука — череда проб, ошибок и неудач. Если у вас есть стержень и вы готовы продолжительно работать на результат, каким бы он ни был, то задумываться не стоит.

Екатерина Никитина, студентка Института истории и права.

О «своей» теме

Мое внимание приковывают российские арктические территории. Я занимаюсь изучением существующих там социально-экономических, демографических и экологических проблем. Но в основном мои исследования базируются на теме сохранения культурно-исторического наследия (языки, традиции, фольклор) коренных народов Арктики в современном инновационном мире.

В школе я никогда бы не подумала, что меня так увлечет Арктика и все, что с ней связано. На первом курсе Института истории и права, в музее археологии и этнографии, я нашла журнал National Geographic Россия с заголовком «Арктика. Зима отменяется». Погрузившись в чтение, заметила, что российская Арктика еще недостаточно изведана, и ответы на многие актуальные вопросы остаются «открытыми». Много вопросов в исследовании северной местности обнаруживается вокруг малочисленных жителей, ведущих племенной и полуплеменной образ жизни, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности. С одной стороны, они имеют право на самоопределение. Но с другой – их кочевая модель поведения идет вразрез современным реалиям. Вот почему мне захотелось более подробно рассмотреть данный вопрос и выяснить: как без ущерба традиционному укладу, культуре, здоровью коренных народов развивать российскую Арктику?

О роли науки в жизни

Наука — это безграничная материя для раскрытия моего интеллектуального и творческого потенциала. Она заставляет думать, помогает принимать решения, наводит порядок в голове, приводит каждую частичку тела в тонус. Я воспринимаю ее как своего друга, помощника, который всегда благосклонен ко мне. Наука для меня, во-первых, это социальная ответственность. Сама мысль, что мое исследование с новыми идеями по улучшению условий, качества жизни определенной категории населения поможет ей существовать полноценно, порождает стремление сделать работу максимально точной, информативной и полезной для общества.

Во-вторых, сам процесс написания статей доставляет мне огромное удовольствие, особенно, когда я с достоинством принимаю вызов пустого белого листа и начинаю творить!

Считаю, что роль молодого ученого в наше время неоценима. Он является неким связующим звеном между государством и населением. Именно его научные труды позволяют общественности, политическим лидерам увидеть всю полноту картины того или иного региона, слабые и сильные стороны. Ученый дает своеобразный толчок к поступательным изменениям государства, привнося новые идеи по модернизации сфер жизни.

О молодежи в науке

К сожалению, молодежи в науке ученых становится все меньше. Свободное время занимают иные «прелести» студенческой жизни: волонтерство, музыка, театр, танцы, тьюторство. Не спорю, что подобные увлечения также важны в профессиональном и личностном становлении студента. Тем не менее, наука у молодежи находится не в приоритетном ряду интересов. Почему? Потому что студенты воспринимают ее как нечто «недосягаемое», очень трудоемкое, неинтересное и однообразное. А нужно взять и развеять этот миф! Посмотреть на науку с творческой стороны. Для этого необходима усиленная и скоординированная работа председателей научных студенческих сообществ институтов, которые могут изменить отношение ребят к научной деятельности в лучшую сторону.

Совет

Главное – поверить в то, что ты можешь, казалось бы, невозможное. Тогда любые препятствия будут считаться кажущейся видимостью.


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.