ректор Ольга Сотникова рассказала о своих студенческих годах
«Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм»
Это слова из стихотворения Эдуарда Асадова. Советский поэт-лирик ещё полвека назад увековечил нацию «студенты». Он так талантливо зарифмовал самую беззаботную и веселую пору, что эти строки любимы и нынешним поколением студентов. А что вспоминают из своей институтской жизни те, кто сегодня является профессорами, кто преподает дисциплины и занимает руководящие посты? В феврале, месяце, который отмечен знаковыми событиями для нашего университета, мы запускаем рубрику «Нация – студенты». И первым цикл публикаций открывает интервью с ректором СГУ им. Питирима Сорокина Ольгой Сотниковой. Ольга Александровна закончила физико-математический факультет Архангельского педагогического государственного института имени Ломоносова (ныне — Северный арктический федеральный университет).
  • Ольга Сотникова
    Ректор СГУ им. Питирима Сорокина
1
Обряд посвящения
На физико-математическом факультете были свои традиции. Одна из самых ярких — обряд посвящения. Всех первокурсников собрали на сцене. К нам вышел старшекурсник в мантии магистра и зачитал клятву со свитка. Для меня это было в диковинку. Еще запомнился «подарок», который нам вручили на посвящении.
Этот «магистр» говорит: «Уважаемые первокурсники, за годы учебы вы должны друг друга хорошо узнать, а для этого, как говорится в пословице, придется пуд соли вместе съесть!». И тут из-за кулис выносят 16 кг соли!
В завершении обряда тот самый «магистр» взял в руки веник и ведро воды и стал нас окроплять «святой водой студенчества». Так как размахивал он щедро, мы стояли мокрые до нитки. Но зато такие счастливые!
2
Классический портрет
На первом курсе я ходила на занятия факультета дополнительных профессий. Изучала фотодело. В те времена фотография была сложным процессом: снимали на пленку, экспозицию выставляли вручную, пленку проявляли, сами печатали фотографии – в темноте и при свете красного фонаря, глянцевали. Достаточно долгая процедура. Темой одного из занятий стало портретирование. Нам объясняли принципы классического портрета, ракурсы, освещение. На практических занятиях мы позировали друг другу. Однажды мы стали дурачиться и кривляться на камеру. Следующим утром захожу в университет и удивляюсь, что со мной здороваются старшекурсники. Прохожу в фойе и вижу: там стенгазета с моим классическим портретом плюс все-все смешные фотографии, сделанные после «официального» позирования.
Больше всего в этой ситуации меня удивило, как оперативно распечатали снимки и оформили стенд. С тех пор я стала известна не только на своем факультете, а во всем институте, включая ректорат!

Классический портрет Ольги Сотниковой.
3
Выезды на картошку
В нашем институте на сбор урожая обычно выезжали на 2-3 курсе. Но нас отправили в поля на первом же курсе. Работы длиною в месяц оплачивались. На руки мы получали пусть небольшие, но деньги.

Работали двумя бригадами: одна на комбайне, собирала палки и камни, чтобы они не попали в урожай, а другая бригада шла за комбайном и подбирала незахваченную картошку. Это был тяжелый физический труд, который выжимал из нас все силы. Но мы не считали, что нас используют, а наоборот, были даже рады очутиться на трудовой практике, чтобы побыть в другой, не университетской атмосфере. Я и сейчас могу сказать, что это было самое романтичное время.
Мы познакомились и сдружились со студентами с разных курсов, по вечерам бегали на дискотеки в клуб (и откуда только силы брали после долгого трудового дня). Пели песни у костра, жарили картошку.

В первом выезде на картошку мне запомнилась повариха — вкуснее пищи я в жизни никогда не пробовала. Готовилась еда на печке и подавалась, как говорят, с пылу с жару. Мы все сметали до последней крошки. Может было отчасти так было вкусно, потому что за стол мы садились очень голодными, до упаду наработавшись в поле.
4
Первая любовь
Свою первую любовь я встретила в университете — на спортфаке – факультете, где готовили учителей физической культуры. Любовь была настолько сильная, что вскружила голову нам обоим (как это обычно бывает в этом возрасте). Ждать окончания института мы не стали и уже на третьем курсе расписались. Некоторые соседи по общежитию думали, что он тоже учится на физико-математическом факультете и приносили на ремонт мелкую бытовую технику: фен, кипятильник, плойку и т.п. Я не раскрывала секрета, поэтому после занятий сама ходила в лабораторию физики (там были паяльники, измерительные приборы) и ремонтировала эти электроприборы.
5
Зачет 31 декабря
Однажды в зимнюю сессию с нами случилась отнюдь не волшебная история. Чтобы получить допуск к экзамену (а он был назначен, по-моему, на 3 января, т.к. тогда не было «новогодних каникул»), нужно было сдать все зачеты до конца года. И вот последний зачет нам поставили в расписание как раз на 31 декабря. Настал день Х. Мы пришли, а преподаватель совершенно не спешит и как будто даже не собирается нам ставить «зачтено». Несмотря на то, что я защитила проект одной из первых, я не уходила, пока не сдаст вся группа. В итоге преподаватель продержал нас до девяти часов вечера. И это 31 декабря! Вышли мы из института за три часа до Нового года, но счастливые и с зачетом!
Ольга Сотникова с одногруппниками (во втором ряду крайняя)
6
Необычное наставление
Я была председателем профсоюзного бюро нашего физико-математического факультета. На пятом курсе свои полномочия я уже передала новому человеку, но по регламенту в качестве опытного, «взрослого» коллеги должна была присутствовать на первом собрании свежеиспеченного председателя. Мне предоставили почетное место гостя за столом рядом с деканом нашего факультета Александром Сергеевичем Крыловым. Александр Сергеевич - это человек-улыбка. Он улыбался всегда: на лекции, в коридоре, на субботнике - совершенно в любой ситуации. За эту черту студенты его очень любили и даже однажды первого апреля повесили объявление: Только сегодня! Научно-популярная лекция «Улыбки Крылова и что они означают».

И вот идет собрание. Свободных мест в аудитории почти нет. После очередного докладчика поднимается группа студентов. С жалобой. Мол, в общежитии живется очень плохо, соседи ведут себя ну просто отвратительно: поют ночью под гитару, бегают по коридорам, наливают в воздушные шарики воду и бросаются с четвертого этажа. Брызги разлетаются, кого-то окатило, кого-то напугало. В общем, товарищи, принимайте меры срочно против нарушителей сна и покоя.

Александр Сергеевич, зная мою прилежность и примерную дисциплину, повернулся и говорит: давай, профсоюзный лидер, проведи напоследок беседу с озорниками.

Я встаю, окидываю взглядом ребят, которым предстоит еще несколько лет провести вместе - в общежитии, на парах, в сессию и на капустниках, и заявляю:
— Студенческая жизнь пролетает очень быстро. Совсем скоро вы станете вспоминать ее как один из лучших этапов в своей жизни. Вы закончите институт, придете работать в школу, где должны будете подавать пример ученикам, следить за дисциплиной в классе. Поймите, детей невозможно обучить чему-то, если ты сам этим не живешь, сам этого не соблюдаешь. Но сегодня вы - еще студенты. Поэтому пока есть время - дурачьтесь, бегайте, забавляйтесь и будьте терпимы к тем, кто умеет проказничать и веселиться!
В аудитории повисла звенящая тишина. Но уже через пару секунд с задних парт раздались аплодисменты, которые подхватили все присутствующие.

Первое, что я увидела, обернувшись к столу президиума заседания, было каменное лицо Александра Сергеевича Крылова. Это был первый и, наверное, единственный раз в жизни, когда я видела декана без улыбки.
Профессор А.С. Крылов (на фото первый слева в первом ряду); студентка О.А. Сотникова (третий ряд крайняя)
7
Первый урок
Отлично помню своей первый урок во время практики в школе. Это была физика в 7 классе в одной из школ Архангельска. Тема — «Закон Ома для участка цепи». С детьми мы предварительно познакомились. Естественно, на урок пришел учитель физики. Звенит звонок, я приветствую класс, и тут открывается дверь. Входят два завуча и сам директор. Ноги у меня подкосились. Но, начав урок, я уже забыла о присутствующих гостях. Потом уже узнала, что пришли они не по мою душу – это была плановая проверка параллели седьмых классов. Администрация школы ходила по урокам, смотрела, как ведут себя дети и как работает учитель. О том, что урок ведет практикант, они не знали.
Ольга Сотникова в роли учителя со своим первым классом.
Дети вели себя хорошо, не шумели, активно работали. Мы делали эксперименты и решали задачи. Когда закончился урок, первой ко мне подбежала моя одногруппница: «Оля, ты такая молодец! Так интересно было!» Подошла ко мне и директор школы, похвалила за содержательный урок. Позже я узнала, что она — заслуженный работник образования, строгая и властная. Завучи сказали: «Если наш директор хвалит, то это действительно за достойное дело». Мне было очень приятно.
Часто я мысленно возвращаюсь в своё студенчество. Этих дней, беззаботных и наполненных предвкушением будущего, порой недостает во взрослой жизни. Но я очень рада, что мы, преподаватели и сотрудники университета, можем всю жизнь хоть и в качестве старших наставников, но оставаться в этой замечательной и веселой студенческой среде.
Молодежный медиацентр Verbum
СГУ им. Питирима Сорокина
Made on
Tilda