8 февраля – День российской науки. Праздник приурочен к дате основания Российской академии наук и Академического университета (сейчас — Санкт-Петербургский государственный университет) и утвержден Борисом Ельциным в 1999 году. В этот день мы публикуем первый из серии материалов о молодых ученых СГУ им. Питирима Сорокина: физика, филолога и химика.

Екатерина Ахмадуллина

Журналистика, 3 курс

Олег Гуров, студент второго курса магистратуры СГУ им. Питирима Сорокина по направлению «Физика», педагог дополнительного образования по направлению «Робототехника» в детском технопарке «Кванториум».

О «своей» теме

— Сфера моих научных интересов – это физика, в частности область беспроводной передачи энергии — передача энергии по воздуху на большое расстояние.

В СГУ проходил конкурс «УМНИК» от Фонда Содействия Инновациям. Мой научный руководитель — Михаил Ласек, предложил поучаствовать в этом конкурсе с идеей о беспроводной передаче энергии. Меня эта идея сильно заинтересовала, я начал активно ее исследовать, подготовил презентацию и выступил перед членами жюри. Через три месяца пришла новость о моей победе в этом конкурсе и мне назначается грант в размере 500 000 рублей на дальнейшую реализацию идеи. На эти деньги я приобрел солнечные панели и лазеры, необходимые для создания установки беспроводной передачи энергии. Спустя год я собрал установку и защитил с нею диплом, еще через год написал научно-технический отчет о проделанной работе. От имени СГУ отправили заявку на изобретение в Роспатент, на этом мое участие в конкурсе было завершено.

О роли науки в жизни

— Наука — это часть жизни, в которой совмещаются как и элемент творчества, так и строгий научный расчет. Она является одновременно и работой и хобби.

Лично у меня была тяга к открытию чего-то нового, неизведанного. Тяга сделать этот мир лучше, оставить свой след в этом мире. Ученые черпают вдохновение от чего-то высокого, невообразимого, нереально далеких целей, таких как покорение космоса, например, и, вдохновляясь этим, ученые привносят в этот мир новые открытия, которые чуточку расширяют границы человеческого сознания.

Татьяна Бровкина, заведующий отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки «СГУ им. Питирима Сорокина»; преподаватель кафедры русской филологии Института гуманитарных наук.

О «своей» теме

— Область моих научных интересов — древнерусская литература, история русской литературы, библиотечное дело. Как заведующий отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки я имею дело с рукописными, старопечатными и редкими изданиями, личными книжными коллекциями. Как исследователь я уже более 10 лет занимаюсь изучением древнерусских повестей о происхождении табака: литературными произведениями, созданными в XVII веке, известными в большом количестве рукописных списков. В 2021 году я рассчитываю защитить по этой теме кандидатскую диссертацию.

Интерес к древнерусской литературе и рукописной книге появился еще в студенческие годы благодаря д.ф.н, проф. Татьяне Федоровне Волковой, которая на первом курсе читала нам «Историю древнерусской литературы», а затем предложила мне писать курсовую работу по повестям о табаке. Это было что-то совершенно новое, неизведанное, но очень интересное. Нужно было не только проанализировать сюжет произведения, выявить основные особенности текста, но и сначала транслитерировать текст с древнерусского языка на русский. Были за время обучения и другие интересные предметы похожей направленности, их читали проф. М.В. Мелихов, доц. Е. В. Прокуратова, доц. Т.С. Канева и другие. Началась моя история с курсовой работы, затем был диплом, магистерская диссертация и четыре года аспирантуры, а тема все еще не закончилась! Одновременно с магистратурой, я начала работать в Научной библиотеке университета, изнутри посмотрела на работу отдела редких книг и рукописей, позже сама стала заведовать этим отделом. Из интересных историй: в студенческие годы у нас в группе были курящие девочки, и Татьяна Федоровна иногда, в шутку, просила, чтобы я им в назидание рассказывала/напоминала сюжеты изучаемых мной повестей: там табак вырастает из трупа и описываются пытки и мучения курильщиков, но курить так, кажется, никто и не бросил!

О роли науки в жизни

— Лично для меня наука — это возможности. Можно рассказать о своих научных интересах, познакомиться с интересными людьми, открыть что-то новое для себя, узнать, чем живут коллеги, перенять опыт старшего поколения.

Мне нравится заниматься наукой. Появляется некий исследовательский азарт: что будет, если найдется еще один список произведения, как он изменит общую картину, или почему, например, в личном собрании ученого-биолога так много книг по искусству и живописи? Находишь ответы на эти вопросы — испытываешь интеллектуальный кайф.

Роль ученого в современном обществе велика, и она была велика всегда. Без разработок ученых мы бы до сих пор ходили пешком, а не летали на самолетах, жили в деревянных домах, чаще болели и так далее.

О молодежи в науке

— В современном мире много интересных направлений для молодых людей, наука — только одно из них. Наукой, действительно, сложно увлечь, так как она требует постоянных усилий для получения результата, и результат этот иногда совсем не такой, каким виделся в начале пути, а современная молодежь иногда желает добиться быстрого успеха при минимуме затрат. Увлеченные люди тоже есть, они есть всегда, важно разглядеть их интерес и помочь им его развить.

Совет

Мой главный совет – пробуйте! Не попробовав, нельзя узнать, ваше это дело или нет. Стоит написать курсовую работу по конкретной теме, поучаствовать в конференции, посетить открытую лекцию. Сейчас есть множество возможностей: гранты молодым исследователям, программы стажировок, обучение за границей и другие. Если вы не станете великим ученым, занятия наукой помогут вам четко излагать свои мысли, отстаивать выбранную точку зрения, систематизировать знания. Если не получилось с первого раза, попробуйте снова! Ищите, творите, мечтайте!

О молодежи в науке

Молодых людей трудно увлечь наукой — это правда. Наука нереально сложная, нужно заниматься ею долгие годы, прежде чем придут первые успехи. К счастью, современный уровень образования позволяет снизить порог вхождения в науку, ею можно уже заниматься с 12 лет! Я сейчас являюсь педагогом в детском технопарке «Кванториум» и для меня стало удивительным открытием, что в наше время школьники 10-12 лет уже занимаются тем, чем я занимался только на 1-4 курсах университета! Представьте, каких успехов они могут достичь, если получат доступ к высокотехнологичным знаниям и оборудованию в столь раннем возрасте! Они действительно изменят мир и лет через 10 начнут создавать свои высокотехнологические установки, как и я в свое время.

Совет

Совет прост — у всех есть мечта: будь то покорить космос, или найти лекарство от всех болезней, или раскрыть тайны древних цивилизаций. Все, что вам нужно делать — это неистово сильно верить в свою мечту, жить ею, питаться ее энергией, и тогда она сама вам подскажет путь к освоению столь великой сферы жизни, как наука.

Лариса Карлова, студентка второго курса магистратуры по направлению «Химия природных и синтетических объектов», лауреат Премии правительства Республики Коми в области научных исследований за работу «Синтез и исследование физико-химических свойств фаз Аурвиллиуса».

О «своей» теме

Сфера моих научных интересов, по большей части, конечно, это химия. Однако в моей научной работе с физикой тоже приходится иметь дело.

Тему, которой я занимаюсь, предложила мне мой научный руководитель, доцент кафедры химии Надежда Алексеевна Жук. Я сразу понимала, что учеба по моей специальности тесно связана с научной работой.

О роли науки в жизни

— Лично для меня, наука — это исследование чего-то нового, еще не изученного, подтверждение или опровержение уже имеющейся теории эмпирическим путем.
Я занимаюсь наукой, потому что это интересно. В современном обществе ученые играют огромную роль: они напрямую связаны с научно-техническим прогрессом и улучшением в качества нашей жизни.

О молодежи в науке

— Я не соглашусь с тем, что молодежь сейчас сложно увлечь наукой. Сейчас достаточно много молодых ученых и исследователей. С умелым и интересным преподаванием дисциплин в школе и университете можно увлечь молодежь идти дальше в науку.

Совет

— Хорошенько оценить свои силы. А тем, кто вступил на этот путь, терпения и упорства.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.