Впереди рождественские каникулы. Наши предки тоже в это время отдыхали от работы. Молодые люди собирались на посиделки, веселились и, конечно, гадали. О том, как это происходило, нам рассказали кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики СГУ им. Питирима Сорокина Елена Шевченко и кандидат филологических наук, специалист по традиционной народной культуре СГУ им. Питирима Сорокина Татьяна Канева.

Алена Аршинова

Журналистика, 4 курс

Когда гадали

Первая неделя после Рождества называлась «святые вечера». В это время принято было «славить Христа», ходить по домам с поздравлениями и колядовать. Неделя с Васильева вечера (старый новый год 14 января) до Крещения (19 января) — «страшнЫе вечера». Считалось, что в этот период происходил возврат к тому времени, когда земля была еще «не заклятая» и все было смешано: рядом с живыми находились мертвые и всякая нечисть. Неопре­деленность позволяла «заглянуть» за границу миров и узнать свое будущее. Большинство гаданий проводилось в «пороговое», «пограничное» время — ближе к полуночи.

Елена Шевченко

Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики СГУ им. Питирима Сорокина

Татьяна Канева

Кандидат филологических наук, специалист по традиционной народной культуре СГУ им. Питирима Сорокина

Где гадали

Для гаданий выбирались самые «страшные», связанные с нечистой силой места: заброшенные дома, бани, овины, перекрестки дорог.

На что гадали

Самой популярной темой для гадания было замужество: будет муж богатый или бедный, какая будет свекровь. Гадали также на богатую или бедную жизнь. Некоторые гадания могли предсказывать дальнюю дорогу, хорошие или плохие вести, смерть.

Кто гадал

Чаще всего гадали незамужние девушки и обязательно непарным количеством (3,5 7 человек), так как пару должен был составить иномирный персонаж, помогающий в гадании. Однако чет-нечет «представлен» и в индивидуальных гаданиях. Например, перебирая жерди в заборе или поленья в охапке дров, девушка определяла жениха: «Молодец, вдовец, молодец…».

В больших «групповых» гаданиях обязательно присутствовала опытная женщина, хорошо знавшая все обряды. Она четко следила за строгостью их выполнения, чтобы из-за ошибок не случилось беды. Например, гадающие, сидя на овечьей шкуре, очерчивались (чертили круг) кочергой, чтобы к ним не проникла нечистая сила. Если круг не замкнуть, то бесы могли утащить их к проруби. Или: если по окончании гадания с зеркалом не зачураться, не произнести короткую магическую формулу-оберег «чур меня» (обращение к предкам о защите), то черт мог выйти из зеркала и «подрать девку».

Для самых смелых

Страшных гаданий, по определению самих носителей традиций, было много. Одним из самых страшных считалось гадание на голбичном пороге. Нет ни одного рассказа об этих гаданиях со счастливым концом: гадающая или сходила с ума, или умирала от ужаса.

Меры безопасности

В целях безопасности необходимо было соблюдать запреты: не смеяться, не разговаривать, не оглядываться, не двигаться или, наоборот, не останавливаться. Многие запреты связаны с представлением о том, что человек во время гадания может попасть во власть нечистой силы. Поэтому важно вовремя почувствовать опасность и правильно завершить гадание: убежать, «перекрыть» связь с «иным» миром (перекреститься, зачураться, накинуть платок на зеркало, совершить движение, обратное тому, с чего гадание началось).

Популярные атрибуты гаданий

В основе гаданий лежит универсальный принцип: гадающий задает вопрос, а силы, которые стоят над человеком и ведают его будущим, отвечают. Ответ дается на языке средств, с помощью которых производится гадание.

Зеркало, вода как отражающие поверхности не случайно являются популярными атрибутами гаданий. Способность отражать миры, не только наш, но и потусторонний, делает зеркало входом в иной мир. Именно в зазеркалье девушки старались увидеть отражение будущего мужа.

В деревенских гаданиях активно использовался воск. Его выливали в холодную воду, а затем растолковывали получившиеся причудливые фигурки. Этот же принцип и у гадания, широко известного в городской среде: гадающие сжигали смятую бумагу, всматриваясь в тени, отображавшиеся на стене в свете свечи.

Самое популярное животное в гаданиях – курица. Ее «пограничное» значение уже в том, что она и не животное и не совсем птица. С курицей связаны представления о яйце – символе жизни. Курица (петух) непосредственно связана с иным миром: ведает сменой дня и ночи («до третьих петухов» до утра), используется в колдовстве, обладает эротической семантикой, а главное, что в гаданиях — это символ замужества.

Всех нас пугает неизвестность. С помощью гаданий люди пытались разгадать манящие их тайны. Наши предки были суеверными людьми, поэтому и к гаданиям они относились серьезно. Но не стоит забывать, что для нас — людей современных, сведения о гаданиях людей традиционного сознания – это факты культуры, но никак не руководство к действию.

Татьяна Канева

Кандидат филологических наук,
специалист по традиционной
народной культуре СГУ им. Питирима Сорокина

— Народный календарь коми очень сходен с народным календарем русских европейского севера. В том числе, у коми и русских очень близки и святочные традиции. Гадающие создавали обстановку, максимально способствующую контакту с потусторонними силами. Для этого на время гаданий снимали нательный крест, пояс, что в обычной жизни являлось оберегом от нечистой силы. Среди гадающих не должно было быть людей семейных.

На Русском Севере и у коми также было популярным гадание по замороженной воде. Воду в ложке выносили на холод и оставляли замерзать. Ровная поверхность льда означала спокойную жизнь, ямки или бугорки считались плохим знаком.

Судя по нашей экспедиционной практике, увиденное и услышанное сбывалось примерно на 80%. То есть в подавляющем большинстве случаев в реальной жизни происходило то, что люди видели во время гаданий. Например, в Прилузском районе был записан такой рассказ. Девушки в Рождество делают маску из свежеиспеченного пирога (вырезают глаза), прикладывают к лицу и рано утром выходят в деревню. Имя первого встретившегося мужчины предвещало имя будущего мужа. Рассказчица уверяла: «Это смешно, и я никогда не верила. Меня бабушка научила. Я вышла. И вот в деревне один был Иван, и он мне встретился в пять утра, он мне говорит: «О! нянь-корка нывка (девушка с хлебной коркой), куда-то отправилась!» И точно я за Ивана вышла замуж!».

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.