Сыктывкарский госуниверситет с другой стороны и памятник Ленину в шапке можно увидеть на выставке в СГУ им. Питирима Сорокина. Экспозиция «#Ретроспектива» открыта в эти дни в Музее истории просвещения Коми края. Экскурсию по выставке для медиацентра VERBUM провел автор проекта «Дорогие товарищи» Дмитрий Кошелев.

«Дорогие товарищи» — это интернет-проект, который инициировал сыктывкарский видеооператор и предприниматель Дмитрий Кошелев. В одноименном паблике ВКонтакте он выкладывает снимки Сыктывкара советских времен. Одна из рубрик называется #Ретроспектива, как и выставка в университете.

На стенах Музея в СГУ им. Питирима Сорокина — около 40 фотографий, еще столько же — на интерактивной стойке, но это лишь малый процент тех снимков, которые удалось собрать.

— Я обошел ряд коллекционеров, музеев и архивов и попросил дать фотографии на сканирование. Как ни странно, многие пошли навстречу, хотя часто люди держатся за уникальность фото и не дают. Когда я объяснял суть проекта, который сделан для людей, тогда они делились. Второй путь — фотографии, которые присылают ВКонтакте, это снимки из семейных альбомов, которых вообще нет больше нигде, — рассказал Дмитрий Кошелев.

Как отметил автор выставки, разнообразие источников формирует уникальность коллекции. Например, в экспозиции есть три фотографии Сыктывкарского университета: известный снимок 1972 года, на котором первый ректор Валентина Витязева держит ключ; менее известный снимок фасада университета сверху из Национального архива; а также уникальное фото студенток Педучилища №2 на субботнике из семейного архива: на нем виднеется университет с задней стороны, а также строящийся кинотеатр «Парма».

— Бывают фотографии, про которые я ничего не знаю. Например, фото деревенского пейзажа, на которой изображен самолет, лежащий на боку. Спустя часа четыре после публикации нашелся внук летчика. Оказалось, что это произошло в 1950-60-х годах. Воздушный лихач угнал самолет, решил похвастаться перед родственниками в Зеленце, но врезался в котельную, самолет опрокинулся и воткнулся в землю. Летчик остался жив, — отметил Дмитрий Кошелев. — Аудитория сама заполняет проект. Она щепетильно разбирает по косточкам фотографии, начинается доказательная экспертиза в комментариях, их бывает 200-300 под постом. Всегда это читаешь как книгу. Через сутки фотография обрастает историей. Есть такой формат — устная история, в которой используются не научные источники, а рассказы людей. У меня формат похож: вся история в комментариях. Может, я издам книгу.

Основная аудитория проекта — это люди от 35 лет. Как отмечает автор, подписчики паблика «Дорогие товарищи» — это люди, которые создают свою культуру: в комментариях никто не ругается, все общаются друг с другом на «Вы», п вспоминая людей, называют их по имени-отчеству.

— Люди 50-60 лет вспоминают былые годы, а те, кто помладше, будто подслушивают, что говорят взрослые. В фотографиях советских времен заложена индустриальная мощь страны, которая сохранилась на снимках. Люди не столько ностальгируют по этим временам, сколько гордятся и любят. И это патриотизм настоящий, он чувствуется как у авторов фотографий, так и у посетителей, — поясняет Дмитрий Кошелев.

Одна из идей оффлайн-выставки заключается в том, что ее смогут посмотреть те, кто не пользуется соцсетью ВКонтакте. Кроме того, автор рассказал, что распечатанные снимки воспринимаются иначе, нежели изображения в Интернете: ты можешь их ощутить, в них можно погрузиться.

— У меня есть идея проводить мероприятия, где будут собираться старожилы, студенты и слушать рассказы какого-нибудь историка, который будет, например, рассказывать об улице Советской, а я буду это сопровождать фотоэкскурсом, — комментирует инициатор проекта «Дорогие товарищи».

На выставке в СГУ им. Питирима Сорокина можно увидеть уникальные снимки. Например, кинотеатр «Родина» во времена, когда у него еще не было этого названия, а напротив не стоял гастроном. Центральный стадион с входной аркой или эскиз памятника Ленину, который должен был стоять на Стефановской площади.

— Ленин у нас должен был быть зимний: в шапке и пальто по эскизу скульптора Владислава Мамченко. Но в итоге поставили Ленина авторства Льва Кербеля, московского скульптора, который взял астрономические деньги за эту работу. Никто не знает, почему оставили этот вариант, ведь проект Мамченко уже одобрили в Москве. Есть версия, что это произошло из-за того, что на площади проходили демонстрации, а вариант Ленина в пальто не «приветствовал» демонстрантов, а просто «прогуливался». А вариант Кербеля — торжественный, со знаменем. Еще говорят, причиной послужили принципиальность и характер Мамченко, — дал пояснение Дмитрий Кошелев.

Присоединиться к проекту «Дорогие товарищи»
можно по ссылке.

Ознакомиться с выставкой в СГУ им. Питирима Сорокина можно, предварительно, до середины апреля. Она работает с 9:00 до 16:00.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.