К Единому Дню открытий присоединился Дом научной коллаборации им. В.А.Витязевой. 19 декабря в разных регионах России открылись центры «Кванториум», «Точки роста», Дома научной коллаборации. В СГУ им. Питирима Сорокина прошли мастер-классы по микробиологии, робототехнике и тележурналистике.

Ключевой центр развития детей «Дом научной коллаборации имени В.А. Витязевой» открылся на базе Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина в рамках мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». Он распахнул свои двери 2 сентября 2019 года. Образовательные программы центра реализуются в рамках четырех проектов: «Детский университет», «Малая академия», «Урок технологии», «Педагог К-21». Для школьников 3-11 классов открыты курсы по журналистике, разработке компьютерных игр, микробиологии, робототехнике и программированию.

— В ТОП-3 по популярности среди детей входит микробиология, так как она абсолютно прикладная: на занятиях можно выращивать, скрещивать, кормить бактерии. Спросом пользуется робототехника, мы работаем на принципиально новом оборудовании. Также популярны уроки технологии, в этом направлении мы тесно сотрудничаем с Управлением образования Сыктывкара. Ближайшие школы города целыми классами приходят к нам на уроки технологии. Ребятам интересно поработать на суперсовременных, высокотехнологичных станках с числовым программным управлением, которых еще нет массово в школах Сыктывкара, — отметила руководитель ДНК им. В.А.Витязевой Светлана Смирнова.

За четыре месяца работы в Доме научной коллаборации не только запустились обучающие занятия, но и прошли научные конкурсы. Победителей конкурса «Естественно — наука!» наградил официальный представитель компании «Ростком трейд», официальный спонсор конкурса Николай Быков:

— Мы всегда поддерживаем подобные мероприятия. Когда я был в школьном возрасте и участвовал в конкурсах, олимпиадах по математике, мы использовали для этого только ручки и листочки. Я послушал, какие направления уже открыты в Доме научной коллаборации и какая техника используется сейчас, и если бы сейчас я был ребенком, то захотел бы попробовать все. Мы стараемся поддерживать интерес детей участвовать в научных конкурсах.

На мастер-классе по робототехнике гостям предложили распечатать детали на 3D-принтере. Сначала их создавали в программе «Компас», затем переводили для нарезки слоев в программу Cura и печатали на 3D-принтере путем выкладывания слоев. На имеющемся аппарате можно было распечатать из пластика деталь размером 20х20 сантиметров.

Также ребята попробовали управлять роботами с помощью смартфона.

— Обычно на занятиях ребята собирают роботов, которые, например, могут распознать цвета кубиков и расставить их по местам. Сегодня здесь упрощенная версия этого робота, она управляется дистанционно, можно управлять захватом, расставлять кубики по местам. Также здесь представлены шагающие роботы, робот-манипулятор, — отметил методист Ключевого центра развития детей ДНК им. В.А.Витязевой Виталий Ольшанов. — Вскоре к нам поступит новое оборудование, оно имеет интересные сервоприводы, с его помощью можно будет делать более сложных роботов. Четверо наших педагогов в октябре ездили на учебу, изучали, как с ним работать. Также обучались проектной работе и современным подходам к организации образовательной деятельности.

На мастер-классе по журналистике школьники примерили на себя профессию телеведущего и читали тексты с телесуфлера. Не все ребята сумели с первого раза прочитать новостное сообщение. Руководитель Центра теле- и радиожурналистики СГУ им. Питирима Сорокина Вероника Липина дала несколько советов ребятам: стараться не «бегать» глазами, делать добор воздуха не посередине предложения, а между ними и так далее.

— Наше направление «Медиаобразование в XXI веке: СМИ по-взрослому» обеспечивают несколько университетских преподавателей, дети с 5 по 11 классы изучают все области журналистики: печатную, сетевую, телевизионную, киносферу. Журналистика у нас подается с уклоном на современность: мы рассказываем о блогерстве, создании интернет-СМИ. Когда ребята придут на занятия ко мне, мы будем создавать готовые продукты: выпуски школьных новостей или же отдельные видеоролики, — рассказала Вероника Липина.

На мастер-классе по микробиологии можно было изучить под микроскопом три вида бактерий.

— Здесь мы рассматриваем сенную палочку. Мы брали сено, заливали кипятком, сливали, так получалась культура сенной палочки. Она не патогенна, то есть для человека не опасна. Есть лептоспира: мы брали горячую воду, кидали туда кусочек мяса, все это перегнивало, препарат готовился в течение недели. Третье — это обычные пекарские дрожжи, — рассказал студент третьего курса Медицинского института Евгений Берестнев.

Некоторые ребята, которые посетили мастер-классы, уже обучаются в ДНК им. Витязевой. Ученица восьмого класса сыктывкарской школы №18 Софья Благиных ходит на занятия по микробиологии:

— Мне очень нравится заниматься здесь, мы работаем с микроскопами, с бактериями, выращиваем их, рассматриваем. Занятия отличаются от школьных, поскольку в школе мы можем узнать о бактериях в теории, а здесь мы все это изучаем на практике. Возможно, я даже свяжу свою будущую деятельность с микробиологией.

Напомним, что на сегодняшний день в Доме научной коллаборации им. В.А.Витязевой обучаются 400 детей школьного возраста. К работе привлечены более 20 педагогов университета.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.