Школьники Сыктывкара провели осенние каникулы вместе с Сыктывкарским университетом имени Питирима Сорокина. В вузе впервые прошли «Каникулы в СГУ», проект реализовал Совет по профориентации. На занятиях, которые организовали разные институты, можно было самому определить группу крови человека, решить задачу по криптографии, надеть противогаз и собрать автомат, посоревноваться в криминалистическом квесте, научиться составлять бизнес-план, создать свой сайт, открыть для себя фауну края в Зоологическом музее и не только.

Участниками проекта «Каникулы в СГУ» стали ученики школ, гимназий и лицеев, а также обучающиеся организаций среднего профобразования города. Всего для ребят за пять дней каникул было организовано 16 мероприятий. Общее количество участников — около 800 человек. Целью проекта является знакомство школьников с университетом, наработка профессиональных умений и навыков, получение новой информации, возможность пообщаться с единомышленниками и получить новую информацию.

Первое мероприятие в череде встреч со школьниками провел Институт точных наук и информационных технологий. Мастер-класс назывался «Компьютерное зрение», он состоялся 28 октября в главном корпусе СГУ имени Питирима Сорокина.

— Мастер-класс «Задачи компьютерного зрения» проходил в рамках проекта «Осенняя сессия: Шаг в профессию». Мы с Надеждой Олеговной Котелиной организовали мастер-класс, чтобы познакомить учащихся с проблемами и задачами компьютерного (машинного) зрения — научного направления в области искусственного интеллекта. Робототехника, например, тесно завязана на использовании технологий получения изображений объектов реального мира, их обработки и использования. Такие технологии позволяют решать разного рода прикладные задачи без участия человека, — прокомментировала доцент кафедры прикладной математики и информационных технологий Нина Попова.

В работе мастер-класса участвовали школьники из образовательных организаций Сыктывкара. Ребятам показали, как с помощью приложений можно самостоятельно сделать обработку изображений. Для решения некоторых относительно простых задач, таких, как определение номера автомобиля, можно написать программу вручную. Однако по совету ведущих мастер-класса, важно использовать специальные пакеты программ. Именно задачам определения автомобильного номера была посвящена магистерская диссертация студента СГУ им. Питирима Сорокина Евгения Белых.

Институт экономики и финансов во время осенних каникул провел бизнес-игру «Корпорация Максимум» для заинтересованных школьников, обучающихся СПО, студентов вузов. Среди посетителей были ученики Гимназии им. А.С.Пушкина, школы №27, Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума и других учебных заведений. Мероприятие проходило в форме компьютерной игры. Ребята примерили на себя роли руководителей компаний, организуя процесс производства и продажи товара на высококонкурентном рынке. Цель игры — достичь наивысшего игрового рейтинга по итогам взвешенной оценки трех показателей (чистая прибыль, рентабельность собственного капитала, рыночная цена акции).

В Институте экономики и финансов отметили, что игру провели три раза с разными участниками из-за большого количества поступивших заявок.

1 ноября старшеклассники Сыктывкара посетили криминалистический квест «Юный детектив» от Юридического института. Мероприятие провели замдиректора института Татьяна Артеева, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Дмитрий Земсков и студенты четвертого курса.

Все участники квеста были разделены на шесть команд, каждая из которых должна была пройти шесть станций и выполнить задания по учебной дисциплине «Криминалистика». На станциях школьники узнали, что такое криминалистическая фотография, какие существуют приемы и способы ее создания. Познакомились с частными приемами осуществления ориентирующих, обзорных, узловых и детальных снимков. Участникам мастер-класса рассказали о приемах дактилоскопической экспертизы, после чего им предложили найти одинаковые образцы отпечатков пальцев рук. Одним из заданий было идентифицировать личность по фотороботу, поясняя, на каких признаках внешности, основывается их вывод.

В путевом листе на каждой станции команды получали оценки. Победителем квеста стала команда «Люстраторы» из школы № 26 с углубленным изучением отдельных предметов.

Свои мероприятия школьникам предложили Институт гуманитарных наук, который рассказал ученикам о средствах массовой информации. Институт социальных технологий провел с ребятами квест-игру «Мечтай и сияй с нами», а Институт педагогики и психологии — квест «Педагогический калейдоскоп». Институт иностранных языков погрузил ребят в мир языков на квесте «Добро пожаловать в институт иностранных языков», а Институт истории и права проверил у них знания по истории России XVIII-XIX веков. Институт естественных наук предложил обширную программу: знакомство с направлениями подготовки Института естественных наук, лабораториями института, Зоологическим музеем, практические и лабораторные занятия по естественнонаучному профилю.

— Конечно, и ребята, и педагоги благодарили студентов и преподавателей-организаторов проекта, появились новые контакты и планы сотрудничества. Но более всего оценка проекта, на наш взгляд, проявилась в случайно услышанном разговоре на улице: «Внуки на каникулах посетили СГУ. Университет столько делает для школьников, только и слышно в городе об их мероприятиях!», — отмечает главный специалист Управления профессионального развития Марина Ромашова. — Проект состоялся, но будут еще и зимние и весенние каникулы. Школьники уже получили приглашения к участию в олимпиадах и конкурсах, проводимых в университете. Мы говорим нашим участникам «спасибо» за неподдельный интерес, любознательность, доброжелательность.

По подсчетам организаторов, самыми массовыми стали мероприятия Института естественных наук. Он, а также Институт экономики и финансов и институт точных наук и информационных технологий предложили больше всего занимательных встреч со школьниками.


Управление профессионального развития благодарит организаторов проекта: студентов и преподавателей университета, Управление образования администрации Сыктывкара в лице начальника О.Ю. Бригиды, педагогов дополнительного образования МУДО «ЦППМиСП» И.Б.Коюшеву и Т.В.Ширяеву, а также педагогов образовательных организаций города.

Маргарита Венцковская по материалам институтов
и Управления профессионального развития

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.