Лето — это пора смелых путешествий и веселых прогулок. Но если ты студент, обучающийся по направлению «Педагогическое образование», то у тебя есть еще и вожатская практика. 145 студентов СГУ им. Питирима Сорокина проходят в июне практику в качестве вожатого. 84 из них — в детских оздоровительных лагерях Республики Коми «Орленок», «Гренада», «Мечта», «Чайка», два человека — вожатыми в детском санатории «Кедр» и оздоровительном лагере «Олимп», остальные — на оздоровительных площадках при общеобразовательных организациях региона.

Внимание к подготовке вожатых за последние годы значительно усилилось. Профессиональный стандарт специалиста в этой области утвержден в Приказе Минтруда и соцзащиты России. Главная цель вожатого — сопровождать детей в санаториях и лагерях, создавать условия для развития коллектива, планировать и реализовывать его деятельность под руководством педагогического работника. Московский государственный психолого-педагогический университет предложил включить программу курса «Основы вожатской деятельности» в основную профессиональную образовательную программу по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки»

Наш университет, как опорный вуз региона, идет в ногу со временем и проводит обучение студентов, будущих вожатых, в соответствии с рекомендациями МППГУ. Каждый проходит дополнительное обучение в Институте непрерывного образования и сдает экзамены по программе профессионального обучения «Вожатый», получая свидетельство государственного образца.

— Если говорить о работе вожатого в рамках педагогической практики, то она очень сильно отличается от других видов педагогической практики: во-первых, потому что это первая совершенно самостоятельная профессионально-педагогическая деятельность; во-вторых, в лагере в отличие от школы, процессы группообразования проходят полный цикл: традиции, обычаи и групповые ценности начинают формироваться с первого дня смены, что делает педагогическую деятельность во временных объединениях детей более сложной, но вместе с тем и более полезной. К концу смены студенты видят реальные результаты своей работы, могут изучить полную логику развития детского объединения, — рассказывает завкафедрой педагогики и психологии образования Светлана Сажина.

Преподаватели отмечают, что молодые вожатые зачастую становятся полноправными членами педагогического коллектива оздоровительного лагеря.

— Это влечет за собой не только организацию воспитательной работы с детьми, но и юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей, за все происходящее в отряде, — отмечает преподаватель кафедры педагогики и психологии Анна Плехова. — Они выполняют самую разнообразную работу по организации быта детей, контролируют выполнение санитарно-гигиенического режима, создают и воспитывают временный детский коллектив, организуют коллективные творческие дела, проводят различные виды игр и та далее. Это способствует интенсивному формированию интереса к работе с детьми и профессионального опыта студентов, развитию самостоятельности, инициативы и творческой активности, выступает условием воспитания самих студентов.

Сотрудники лагеря, под руководством которых работают вожатые, отмечают старательность студентов-практикантов.

— Студенты еще учатся работать с детьми и находить с ними общий язык, но они очень стараются, что нас радует, организовывают отрядные и общелагерные мероприятия. Им помогают так называемые «педагогические копилки», — прокомментировала начальник первой смены лагеря «Орленок» Ирина Есова. — Хочется пожелать, чтобы они обратили внимание на свои привычки, черты характера, так как взрослый всегда является примером для ребенка, и дети копируют многих вожатых, например, элементарно в традиции здороваться, общаться. Также еще чтобы они научились общаться и правильно играть с детьми.

Начальника смены поддержали директора других детских оздоровительных лагерей Коми:

— На первой смене сложные дети — это и дети с ОВЗ, дети в тяжелой жизненной ситуации и другие. Видим, что студенты имеют представление о таких обучающихся, однако в жизни никогда не сталкивались. В лагере есть возможность применить теоретические знания на практике. Конечно, сложно, но они справляются. Мы помогаем, — рассказывает директор лагеря «Чайка» Людмила Атаева.

Сами студенты так отзываются о вожатской практике:

«Я только сейчас понял, что за профессия — педагог!»

«Ох, надо было лучше учить педагогические дисциплины…»

«Да все хорошо, вроде справляюсь!»,

«Накопительную папку надо было продумать…»

«Это так здорово! Я сначала не очень понимала, как и что, а сейчас думаю остаться еще на одну смену»

Материал и фото предоставлены заведующей кафедрой педагогики и психологии образования
Института педагогики и психологии СГУ Светланой Сажиной.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.