Помимо основной лекции, которую Александр Сайгин провел с региональными СМИ Республики Коми на медиафоруме, спикер дал интервью корреспонденту пресс-центра Российского движения школьников. О том, как обычному читателю определить правдивость информации, как бороться с фейками и как действовать, если про вас написали ложь, читайте в этой статье.

— Людям больше нравится читать криминальные новости, «кушать» негативный контент, а газеты с хорошей аналитической информацией покупают мало. Как по вашему мнению, следует продвигать этот контент?

— Давайте исходить из того, что людям действительно нравится потреблять контент, который им щекочет нервы. Всем нравится грязь, кровь, секс. Есть такое выражение, что запретный плод всегда сладок, поскольку у нас все это максимально цензурируется, то людям интересно. Почему не продвигается позитивный контент? На самом деле продвигается, просто у него маленькая специфичная аудитория. Контент можно отстраивать от любой негативной новости и выдавать как решение проблемы. Если мы говорим о социальной защите, то это может быть статья о конкретной проблеме в конкретной семье. Например, у женщины — ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Дается информация, что ребенку можно помочь несколькими способами. Если издание продвигает общественную организацию, то может сказать, что эта организация готова взяться за сопровождение. Если мы продвигаем государственные услуги, то дается набор конкретных мер. Обязательно новость должна поддаваться развитию. Проблема всех публикаций в том, что чем в итоге все завершилось — этого зачастую нет. И поэтому люди потом обижаются и не читают. Собственно, в этом и проблема.

— Какие способы борьбы с фейковой информацией вы можете предложить для общества?

— С ней бороться не нужно, ее просто не нужно потреблять. Да проблема в том, что людям хочется побыстрее получить каких-нибудь «жареных фактов». Это неистребимая позиция. Чтобы пощекотать свои нервы, он всегда будет искать именно такие вещи. Все журналисты говорят о том, что невозможно в первые минуты происшествия разобраться, информация подается как «горячая». Чтобы бороться с фейк-новостями, нужно, во-первых, искать объективные источники информации, контролировать информацию спустя какое-то время, чтобы получать максимально развернутую картинку. Во-вторых, если человек продуцирует фейк, распространяет его, то необходимо на это указывать. Не нужно проходить мимо и думать, что оно само собой разрешится.

— Что делать простым пользователям Интернета, получателям информации? Ведь не каждый разбирается — где фейковая информация, а где правдивая.

— Вот смотрите. Когда вы приходите в магазин, вы же тщательно изучаете его характеристики, прежде чем это взять его. Более того, у вас есть право возврата. Но информация — это не только товар, это необходимая потребность. Вы же можете съесть какой-нибудь просроченный продукт и отравится. Вы можете пожаловаться или просто пролечиться, но и в другой раз больше не купите эту марку. Проблема людей в том, что несмотря на то, что они периодически получают информационное отравление, никто себе информационный детокс не устраивает и более того, не исключает такие источники информации. Поэтому читатели обречены наступать на те же самые грабли. Если источник подает неправильную информацию и делает это регулярно, то зачем ему пользоваться?

— Есть ли какой-нибудь сигнал, по которому можно определить: это фейк, а это правда?

— Fake news всегда имеет эмоциональную окраску, если мы говорим об информации не в СМИ, а в социальных сетях, то какие основные индикаторы? Во-первых, определенные слова, написанные Caps Lock. Во-вторых, большая эмоциональная составляющая. В-третьих, все эти эмоции выделяются восклицательными знаками. Это манипулирование людьми, чтобы они зашли и почитали. Но проблема в том, что люди хотят эмоций. Поэтому они всегда покупаются на это. Почему сейчас боятся выпускать детей на улицу? Потому что создалась картина мира, что на ребенка тут же упадет арматура, его украдут или собьет машина. Это не так. Но поскольку информация предается красочно, то всем кажется, что сейчас эпоха угроз.

— Была ли в вашей жизни такая ситуация, когда про вас распространяли ложный контент?

— Безусловно, очень много раз. Чем человек популярней, тем больше пишется фейков. К этому нужно спокойно относится, а если это переходит какие-то рамки приличия, то надо идти в суд. Но в России очень сложно защитить свою репутацию и практически никто не готов защищать честь и достоинство.

Мария Маликова, Российское движение школьников

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.